19 апреля в Тольяттинском краеведческом музее (ТКМ) состоялась первая презентация проекта ТКМ "Семейные АзБуки" (победителя Международного открытого грантового конкурса "Православная инициатива 2017-2018") перед профессиональным сообществом.
Событие прошло в рамках круглого стола "Белые пятна локальной истории", организованного Тольяттинским краеведческим музеем и Управлением по делам архивов администрации г.о.Тольятти в рамках двух крупных событий: региональной конференции "Татищевские дни в Тольятти" и Фестивалем "АрхивFEST".
Мероприятие объединило представителей архивной службы, краеведов, музейных специалистов, историков, философов, педагогов (в т.ч. профессоров, докторов и кандидатов наук, доцентов кафедр различных ВУЗов). Присутствовала на мероприятии и молодежь: студенты-историки, молодые ученые, старшеклассники. В составе участников: Управление по делам архивов администрации г.о.Тольятти; Тольяттинский государственный университет (кафедры "История и философия", "Педагогика и методика преподавания"), РГГУ, Поволжский государственный университет сервиса (кафедры "Философия, история и правоведение", "Дизайн и декоративное искусство"); Институт финансов, экономики и управления (кафедра "Менеджмент организаций"), Тольяттинский краеведческий музей, Городской музейный комплекс "Наследие", Музей ТГУ, Парковый комплекс истории техники им. К.Г.Сахарова, Тольяттинская библиотечная корпорация, "РО ММФС ЮНЕСКО в Поволжье", Ассоциация экскурсоводов и гидов-переводчиков Самарской обл., Ассоциация психотерапевтов и психологов Тольятти, Центр профессионального развития "Деловой подход" и др. Всего на мероприятии присутствовали 61 чел. (из них 41 чел. - представители профессионального сообщества, 20 чел. - студенты-историки ТГУ, старшеклассники тольяттинских школ).
На круглом столе выявлялись актуальные темы для будущих научных исследований, а также обсуждался проблемный подход к рассмотрению истории (который формирует новые "белые пятна" в, казалось бы, известных областях). Особо остро прозвучал тезис о "Тольятти как "потерянном тексте" (утрата культурного наследия в связи с переносом города в середине прошлого века в связи с великой индустриальной стройкой (ГЭС) и опытом СССР с его специфическим отношением к прошлому (вплоть до ликвидации фактов и артефактов). Профессиональное сообщество осталось единодушным в понимании необходимости воссоздания "потерянного текста", что называется, по крупицам. И здесь, кроме необходимости сбора и анализа документов эпохи (в т.ч. в архивах Петербурга, Москвы, Самары), необходим адекватный образовательный и методический инструментарий для трансляции документальной истории современникам и подрастающему поколению - в проблемном ключе.
Презентация проекта ТКМ "Семейные АзБуки" вызвала большой резонанс в профессиональном сообществе. Оказалось, его проблематика и инструментарий - восстановление нарушенных в СССР межпоколенных связей, формирование образа предка как значимого внутреннего объекта для подростка и семьи в 21 веке через специальную образовательную программу на основе документа музея и семейного архива - созвучны актуальной концепции современной истории и философии о "воссоздании потерянного текста" через установление связи с предшествующими поколениями. Особый интерес вызвало участие в разработке программы, кроме музейных специалистов, профессиональных психологов - членов Ассоциации психотерапевтов и психологов Тольятти. Напомним, что тема "Психологические механизмы культурной идентификации в социокультурном пространстве музея" разрабатывается в ТКМ на протяжении последних 10 лет (работы по данной теме на основе реализованных проектов музея - победителей российских грантовых конкурсов защищены на кафедрах "Общей психологии" ТГУ, "Клинической психологии" МИСАО, издано методическое пособие (рецензировано на кафедре "Истории и философии" ТГУ), имеются публикации). Психологический инструментарий активно внедряется в современную музейную педагогику в проектно-программном режиме.
На презентации проекта были представлены продукты программы дополнительного образования "Семейные АзБуки" - настольные и ролевые игры на основе документа локальной истории, занятия-тренинги на основе семейного документа, музейные уроки; показан конкретный методический инструментарий. Апробация программы начнется уже в мае на площадке Тольяттинского социально-экономического колледжа и далее продолжится на базах Школы № 93, Музея, Воскресной школы храма иконы Казанской Божьей Матери Тольятти. В конце 2018 года технология будет транслирована на региональной конференции с участием интегрированного профессионального сообщества, занимающегося вопросами сохранения памяти (локальной/национальной и семейной истории в 21 веке).
Локусом программы является предок - разных поколений 20 века ("советский" и "досоветский"), а также его ценности, которые утрачивались из поколение в поколение в историческом времени (с учетом влияний 1917 г.) и которые передавалась по наследству через семейную традицию. Морально-нравственные выборы предков в особых исторических реалиях в программе проясняются, накапливаются (в т.ч. через исследование семейной истории по специальной методике) и рассматриваются как ресурс для современника. Особо акцентируется вклад предков (мужчина, женщина, ребенок) в дело сохранения собственной семейной системы на протяжении исторических перипетий 20 века (в опыте революции, мировых войн, репрессий, раскулачивания, героизации); выделяется опыт преодолений и поддержки в истории семьи. Ввиду обрывочных сведений в истории своей семьи в отдельные исторические периоды музейный документ и редкая книга, а также аналогичные документы из семейных архивов горожан выступают механизмом "восполнения утраченного текста" в связи с опытом предка. Они позволяют прояснить обстоятельства жизни, морально-нравственные выборы предшествующих поколений семейной системы, оказавшие влияние на историю и судьбу потомков, и через методику программы установить эмоциональную связь с тем (важным), которого (как бы) - нет.
Из отзывов участников круглого стола о презентации проекта "Семейные АзБуки":
"Ваша программа как раз работает с воссозданием "утраченного текста", установлением связи современника с предком - нужно лоббировать ее на уровне Департамента образования Тольятти, чтоб она широко внедрялась в школах", - В.М. Селиванов, кандидат философских наук, профессор кафедры "Философия, история и правоведение" Поволжского государственного университета сервиса,
"Методический инструментарий проекта очень интересен", - Руденко И.В., профессор кафедры "Педагогика и методика преподавания" Тольяттинского государственного университета,
"У меня возник вопрос: заинтересованы ли авторы проекта в увеличении количества экспериментальных площадок в рамках школ? Есть предложение предоставить нашу базу", - Самарин А.В., МБУ "Гимназия № 35",
"Интересна идея установления эмоциональной связи с предшествующими поколениями в программе "Семейные АзБуки". Меня удивило, через какие концепции игр устанавливаются связи с людьми, переживавшими те или иные события", - Силинтьев Алексей, учащийся 10 класса.