Сопредседатель Единого экспертного совета «Православной инициативы» выступил на конференции «Историческое просвещение в актуальной повестке развития России: ответы на вызовы».
Взгляд на просвещение с необычного ракурса предложил заместитель управляющего делами Московской Патриархии, член Научно-методического совета Российского общества «Знание», сопредседатель Единого экспертного совета «Православной инициативы» архиепископ Зеленоградский Савва, выступая на пленарном заседании конференции «Историческое просвещение в актуальной повестке развития России: ответы на вызовы», открывшейся 21 ноября 2024 года в Государственном университете просвещения в Москве.
Архипастырь предложил слушателям поразмыслить о принципах просвещения в свете православного антропологического учения, говорящего о трёх составляющих человека – теле, душе и духе. Причем дух, по формулировке православного писателя и мыслителя Ивана Ильина, «есть та творческая сила души, которая ищет подлинного знания, добродетели и красоты, и созерцая Божество как реальное средоточие всякого совершенства, познает мир для того, чтобы осуществить в нем Его закон как свой закон».
Это антропологическое учение чрезвычайно важно для сферы просвещения, в том числе исторического просвещения, констатировал архиепископ Савва. «Просвещение, обращённое только к душе, а точнее, к познавательной стороне души, не созидает ни хорошего, ни плохого человека. Ни, в том числе, хорошего или плохого гражданина, – отметил иерарх. – Даже известная сентенция "знание – это сила" указывает на этическую нейтральность знания, ведь любая сила может быть применена как во благо, так и во зло. Знание как сила души – это, пользуясь математической аналогией, вертикальная или диагональная прямая, не имеющая направления. Направление определяется действием или бездействием духа. Направление вверх придаётся подчинением души духу, направление вниз – отказом от одухотворения, а именно ситуацией, когда, вновь процитирую Ильина, "хаос мелких желаний и маленьких целей незаметно распыляет силы души, и человеческие страсти заливают ее огонь <…>. Утратив образ духа, она делается жертвою собственного хаоса и увлекается его кружением в падение и беды"».
Спикер обратил внимание аудитории на то, что развитие правосознания должно быть одной из задач исторического просвещения. Развивая свою мысль, он отметил: «Наиболее известные функции души – это этическое чувство (иначе говоря, совесть) и эстетический вкус. Эти функции души имеются у каждого человека, однако их функционирование или, наоборот, дисфункция зависит от того, насколько они одухотворены, устремлены к высшему либо, наоборот, эгоистичны или низменны. Наряду с упомянутыми известными и общепризнанными функциями души Иван Ильин относит к таковым правосознание. Правосознание по Ильину – это "устремление к праву" или, в более практическом определении, инстинктивное, интуитивное или осознанное и закреплённое знаниями понимание того, что до́лжно, что можно и что запрещено. Ещё проще: это "убеждение в том, что есть верное и что есть допустимое"».
При этом здоровое правосознание, безусловно, может опираться на знания положительного права и его истории, а также истории правоприменения и развития правоотношений в человеческом обществе, считает архиепископ Зеленоградский Савва. Историческое знание, в том числе в сфере правосознания, является фундаментом, на котором может строиться осмысленное и сопряжённое с эмпирикой рассуждение о праве и правоотношениях. На этот фундамент также может опираться естественное чувство права. Однако, к сожалению, так происходит далеко не всегда.
«Инстинктивное чувство, интуитивное понимание и осознанное знание сами по себе требуют последовательного воспитания, одухотворения, – подчеркнул он. – Деградация инстинкта и интуиции лишают приводят к деградациям функций души. Утрата понимания объективного характера истины приводят к отрицанию значения знания для созидания общества. Это то, что называется "пост-правдой", когда постулируется превосходство чувства личного восприятия над объективным знанием, то есть чувство "я считаю так" / "я считаю не так" важнее, чем истинность или неистинность фактов».
Как отметил архипастырь, в области правосознания деградация инстинкта и интуиции, торжество пост-правды приводят к правовому релятивизму, в рамках которого здоровое правосознание вполне соседствует с коррумпированным правосознанием. То есть носитель коррумпированного правосознания может полагать, что верно и допустимо, когда он украл, а неверно и недопустимо, когда украли у него. Глобальным примером тому являются двойные стандарты в сфере международной политики, которые сегодня можно наблюдать со всей очевидностью. А для отдельно взятого государства или общества отказ от одухотворения правосознание ведёт к общественному разделению и, в итоге, к анархии.
Необходимость одухотворения знания относится к любому виду исторического просвещения, да и в целом просвещения, если под таковым понимать только передачу знаний, констатировал владыка Савва: «Просвещением действенным, способствующим укреплению общества и государства, является просвещение одухотворенное, определяемого аксиологическими и духовными ориентирами».
Организаторами конференции «Историческое просвещение в актуальной повестке развития России: ответы на вызовы» выступили Российское общество «Знание» и Государственный университет просвещения.
С приветствиями к участникам, в числе которых историки, педагоги, эксперты, общественные деятели, обратились заместитель министра просвещения Александр Бугаев, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, председатель Координационного совета Российского общества «Знание», исполнительный директор Координационного комитета по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви Любовь Глебова, председатель Комитета Государственной Думы по делам национальностей Яна Лантратова.
В числе выступавших на пленарном заседании были заместитель председателя Комитета Совета Федерации по международным делам Елена Афанасьева, ректор Государственного университета просвещения Наталия Наумова, заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова. Модератором выступил декан факультета истории, политологии и права Государственного университета просвещения Вардан Багдасарян.
По окончании заседания архиепископ Савва и Ольга Петрова осмотрели университетский храм Живоначальной Троицы в историческом здании Московского женского Елизаветинского института, воссозданный на месте домовой церкви этого учебного заведения. Иконостас для храма уже в наши дни был создан преподавателями и студентами факультета изобразительного искусства и народных ремёсел Государственного университета просвещения.
В рамках конференции также были организованы секционные заседания, посвященные государственной, культурной политике и методам работы с молодёжью