23 сентября началась апробация музейно-образовательной программы «Семейные АзБуки» в Воскресной школе при Храме в честь иконы Казанской Божией Матери Тольятти.
Напомним, что программа – основной продукт одноименного проекта Тольяттинского краеведческого музея (при поддержке конкурса «Православная инициатива 2017-2018»), созданная при участии музейщика, психологов и священника, нацелена на восстановление нарушенной в СССР связи поколений (прежде всего, для ценностного обмена). За минувшие полгода она уже прошла апробацию на двух базах: социально-экономического колледжа и музея (в музее теперь действует как самостоятельная программа для семей и подростков). Площадка Воскресной школы Казанского храма открыла в программе новые грани! Первая творческая мастерская программы была посвящена советским и досоветским предкам, а именно, ценностям «старого» дореволюционного города и «нового» советского города – в сравнении, на примере Ставрополя-Тольятти. Аудитория: тольяттинские семьи, с детьми 9-13 лет, всего более 20-ти человек. Представим первые открытия в виде тезисов.
ТЕЗИС 1: Имя города (Ставрополя-Тольятти) – ценностная установка для жителей и их повседневности, это наследие советских и досоветских предков, которое может быть доступно современникам даже при утрате памятников в опыте и ценностях конкретной тольяттинской семьи.
Горожане (и маленькие), в основном, знают, что раньше город Тольятти носил имя Ставрополь. Взрослые обогащают детское знание расшифровкой имени «старого» города – но только, если такой вопрос задан извне (организовано событие, коллективное исследование), другими словами, если вопрос актуализирован для семьи. Итак, Ставрополь первоначально – «город святого креста», и, как говорят редкие книги из музейной коллекции, в своем первоначальном смысле - «оплот православия». Храм – центральная вертикаль ландшафта, одно из первых построенных зданий в городе (несколько раз он перестраивался, даже переносился, но сохранился вплоть до второго рождения города в великое индустриальное будущее в середине 20 века). Ландшафт с главной ценностной вертикалью (Собором Святой Троицы) в «старом» городе сохраняется и при советской власти, как след предков – до тех пор, пока город находится на своем историческом месте. Реализация проектов «новых» советских индустриальных поселков, «нового города СССР» (созданного для обеспечения Производства) – еще только будущее, ставшее реальностью стремительно и резко - буквально в два десятилетия… Что значит имя Тольятти («нового» индустриального советского города, уже перерожденного в новое качество) – современные дети не знают (как, впрочем, и значение имени «старого» города). Но длится это ровно до тех пор, пока вопрос не актуализирован для всей семьи, когда у взрослых есть повод к ценностному обмену с собственным ребенком («связь поколений» - в непрерывности пережитого опыта, его потерь и ресурсов). Старшие подростки в группе предполагают, что Тольятти - имя революционера, переиначивателя жизни, который через революцию несет новые идеи, новые ценности, новую реальность. Родители произносят незнакомое слово: коммунист. В классе повисает тишина. Голос чьей-то бабушки безапелляционно уточняет: безбожник. Ситуация со вторым именем города в классе Воскресной школы проясняется неожиданно … ясно, и – совсем не по-детски. В ходе диалога выясняется, что первых пионеров тоже звали «безбожниками» (был у них журнал с таким именем, печатался в Москве огромным тиражом и распространялся по всей «новой» атеистической стране, еще вчера православной). Так начинался первый советский предок, его мир и его проект «нового» города – города (светлого) будущего… Ни в одном проекте индустриального советского поселка, или «нового города СССР» церкви, разумеется, нет и быть не может. Но в случае с перенесенным Ставрополем она каким-то чудом есть, в новом советском городе, но, именно, в районе «старого», куда перенесены дома того самого, древнего, корневого, где предки и их ценности - опора в настоящем (и будущем).
Справка:
В 1936 г. Троицкий собор Ставрополя закрыт, как и большинство храмов того времени. Но через некоторое время богослужения в нем возобновились и продолжались до 1955 г. (времени затопления места «старого» города при строительстве Куйбышевской ГЭС им. Ленина). В центре «нового» Ставрополя, перенесенного на высокий берег Волги, был выстроен молитвенный дом (24 м Х 9,2 м ). Его открытие пришлось на 15 февраля 1955 г. – праздник Сретения Господня. Настоятель протоиерей о.Георгий (Никитин) постарался спасти и перенести из прежнего Троицкого собора в Богороднично-Казанский молельный дом все, что было возможно: старинные иконы, богослужебные предметы, церковную утварь. Старейший в г.Тольятти Богороднично-Казанский приход является историческим приемником Троицкого собора, заложенного при основании г.Ставрополя и возведенного в 1738 г.
ТЕЗИС 2. Если ты в своем рисунке или в тексте открыл наследие предков как личный ценностный опыт – ты его унесешь домой, в семью. Не бегать же с ним по улице!
Не секрет, что не все дети, по разным объективным причинам, могут писать в десять лет (при сохранности здоровья). Воскресная школа при храме принимает всех. После просмотра видеолекции с редкими фотографиями 19-20 в.в. из фондов музея и редких книг (на которых сравниваются объекты ландшафта, ценности, повседневность «старого» дореволюционного и «нового» советского города) дети с родителями составляют два образа города. «Старый» дореволюционный город: православный, вписанный в ландшафт, деревянный, горизонтальный (в лоне Жигулей), ремесленный, корневой (со связью с поколениями предков), экологичный. «Новый» советский город: индустриальный, комфортный, технологичный, противостоит природе, с типовым многоквартирным многоэтажным жильем (вместо «дома-родового гнезда»), из «большого бетона», имеется соцкультбыт (хочешь – в кино, хочешь – в кафе!). Из каждого образа участники мастерской выбирают одну-две важные для себя характеристики и на одном листе рисуют свой «старый» и «свой» новый город, который потом представляют группе словесно и в пластическом этюде с тканью (работая с темами вертикали-горизонтали, скрытого-явного). Один мальчик долго, по буквам, списывал характеристики города на свой лист (вся группа уже завершала задание). Он медленно и тихо рисовал дом, ветер (его «старый» город «дышащий» - там дома не закрывают горизонт, там много неба и воздуха). В его «новом» городе по дороге едет машина… Рисунок мальчик не отдал, нужен самому. Он приехал в этот город с семьей – ему тут жить, учиться, расти. Вслед за «неграмотным» и «нерисующим» мальчиком свои рисунки Ставрополя-Тольятти унесли домой более половины детей, и несколько взрослых… Для занимающихся в Воскресной школе тольяттинцев, понятно, главными ценностями «старого» города являются православие, семья, дом, корни (связь поколений); в «новом» городе отмечали комфорт, движение потоком - на производство, в школу, в сад, домой к семье и детям. Один ребенок, представляя свой рисунок «нового» советского города (многоэтажный дом с одинаковыми прямоугольными окошками) сообщил, что тут живут одни атеисты. На вопрос: «Что, прям, все-все атеисты?» мальчик уверенно заявил: «Все! Кроме одного человека». Кто этот человек? Мама, папа, сам мальчик и его маленькая сестренка (рожденные и живущие в лучших традициях СССР, но – с ценностями предков, корневыми, так сказать, связями). Для достоверности малыш ткнул пальцем в одно из прямоугольных окон многоэтажки– «Тут!».
В конце музейной мастерской участники говорят «Спасибо предку ЗА…» (продолжают фразу на свое усмотрение). При апробации программы «Семейные АзБуки» в колледже и музее предков благодарили за мужество, за жизнь, за сохранение семьи в исторических перипетиях, за преодоление трудностей, за героизм, за теплоту, за веру в будущее, за самоотверженный труд. В Воскресной школе в одной из анкет размашистым (корявым) детским почерком написано: «СПАСИБО ПРЕДКУ ЗА ВЕРУ ПРАВОСЛАВНУЮ». 21 век. Постиндустриализм. Тольятти. Семейные АзБуки.
Занятия продолжаются, и, каждый раз, в новом опыте. Справки по тел. 48-55-63.
Отдел по связям с общественностью ТКМ, (8482) 48-55-63