Затевая проект по переустройству мира, любой его автор хочет убедиться, что страстное желание сделать «как лучше» не выродится в унылое «как всегда», а его благими намерениями не вымостят дорогу в одно известное теплое место. Российские некоммерческие организации делают первые шаги в измерении социального эффекта своих усилий. Этому был посвящена отдельная секция на XIII Ежегодной конференции Форума Доноров. Судя по выступлениям участников, процесс идет медленно, но неотвратимо, и российские НКО твердо намерены научиться подсчитывать количество произведенного добра.
Сергей Мартыщенко, руководитель программ компании «Эволюшн энд Филантропи» отмечает, что прежде чем измерять, стоит понять, что такое социальный эффект. Перемены, получившиеся в результате усилий, можно увидеть на трех уровнях.
Первый – непосредственные результаты: например, 100 пенсионеров прошли обучение компьютерной грамотности при поддержке корпоративной программы компании. Второй уровень – это социальный результат: половина из обучившихся действительно научилась сносно владеть компьютером, могут общаться с родными по скайпу, пересылать фотографии и находить рецепты в интернете. Третий уровень – социальный эффект: 40% из этой половины нашли себе работу и чувствуют себя более востребованными и, в конечном счете, счастливыми.
«Чтобы оценить социальный эффект, нужно понять, как организация себя видит, какова ее миссия. По большому счету, социальный эффект напрямую связан с миссией – насколько удается ее достигать. При этом не надо забывать, что на результат проекта могут влиять несколько факторов, и важно вычленить то, что изменилось к лучшему благодаря именно вашему проекту. Надежных и общепризнанных стандартизированных подходов в этой сфере пока не существует», — уверен Сергей Мартыщенко.
Юлия Ходорова, ведущий консультант благотворительного фонда CAF Россия оспаривает это утверждение и делится опытом применения как раз общепризнанной, по ее мнению, методики социального возврата на инвестиции (Social Impact on Investments – SROI), которую CAF впервые опробовал на одной из собственных программ и готов продвигать в России.
«Мы часто находимся в ситуации, когда нужно объяснить донору, что произойдет, если мы реализуем ту или иную программу, какой эффект это будет иметь. Сколько нужно усилий, какие средства надо вложить, чтобы получить тот или иной результат? Методика SROI позволяет тщательно и глубоко проанализировать изменения, которые происходят в результате социальной деятельности организации, выстроить правильный дизайн и концепцию программы. В частности, нам удалось оценить социальный эффект от программы «Будь здоров», которую мы несколько лет реализуем в российских школах при поддержке компании «Монделиз». Мы выяснили, что происходит с детьми и их родителями, учителями, родственниками; действительно ли они стали более правильно питаться и вести здоровый образ жизни, а главное, случилось ли это благодаря нашим усилиям. В результате нам удалось успешно скорректировать программу».
При помощи методики SROI можно измерить три вида результатов: экономические, экологические и социальные. Если первые два показателя достаточно легко поддаются анализу, то подсчитать количество благополучия не так просто, отмечает Ходорова. Собственно, технология монетизации нематериальных благ и является главным «ноу хау» методики. Это позволяет не только представить результаты проекты на понятном бизнесу языке – в денежном выражении, но и сравнить их с вложенными средствами. 30 октября 2015 года в бизнес-центре на «Красном Октябре» в Москве пройдет презентация первого в России кейса оценки программы по методике SROI.
Подобные математические методы перевода счастья в деньги подходят не всем – кто-то предпочитает ограничиваться традиционными социологическими исследованиями. Например, авторы проекта «Полдень», которые ставят своей целью социализацию подростков в детских домах с помощью ролевых игр.
Мария Кулешова, руководитель научного направления проекта «Полдень»:
«С точки зрения оценки социального эффекта нашей работы, мы находимся в особенно сложном положении. Обычно мы начинаем работать с детьми, которым 12-13 лет, и ведем группу три года. Мы проводим от шести до 12 игр-тренингов в год, и дети, играя, начинают понимать, как правильно общаться, задавать вопросы, не обижаться, не ругаться. Однако по-настоящему оценить эффект от наших усилий можно будет только тогда, когда им исполнится 23-24 года. Как сложится судьба этих детей, смогут ли они устроиться в жизни, найти работу, жить самостоятельно – все это мы поймем, когда они станут молодыми людьми. Тем не менее, мы постоянно меряем результаты: просим детей заполнять анкеты (главным образом, это тест Томаса, который направлен на изучение того, как человек ведет себя в конфликте). Делаем это минимум раз в год».
Джон Гаргани, президент Американской ассоциации оценки 2016 года, президент компании Gargani + Company, Inc призывает не воспринимать методики оценки социальных проектов как нечто устоявшееся, «отлитое в бронзе», и не искать идеальные.
«Нужно рассматривать ваше воздействие на ситуацию как часть общего воздействия. Есть колонны, они несут нагрузку: одни большую, другие меньшую, третьи — просто декоративные, стоят себе и стоят. Если в организации много программ, и вы идете к общей цели, каждая из них имеет собственный социальный эффект. Когда я читаю лекции студентам, я призываю их не искать модель социального воздействия, которая работает лучше всего. Надо учиться лавировать между этими возможностями так, чтобы достигать наилучшего результата. Все подходы не идеальны, но каждый из них – это дополнительный луч света во тьме, где мы ищем ответ на вопрос, как изменить жизнь к лучшему. Можно использовать элементы одной или другой методики. Это критически важно для того, чтобы что-то поменять в мире.
Фото: Дина Жук (предоставлено Форумом Доноров)
АВТОР: Анна Гараненко
http://www.asi.org.ru/xiii-ezhegodnaya-konferentsiya-foruma-donorov-kak-izmeryat-dobro/