Второй год подряд в Послании Федеральному собранию Владимир Путин уделяет внимание развитию и поддержке социального предпринимательства. В 2015-м он поручил разработать систему льгот и преференций для некоммерческих организаций — с присвоением лучшим из НКО особого правового статуса. Соответствующий закон был создан, прошел через нижнюю и верхнюю палаты и вступит в силу через несколько дней, с января 2017-го. А в недавнем обращении к парламенту, 1 декабря, президент пошел еще дальше, наказав чиновникам всех уровней охотнее прислушиваться к частным инициативам, не отфутболивать активных сердобольных граждан.
«Культура» попыталась разобраться, что представляет собой бизнес, ориентированный не только на прибыль.
Отдам идею в хорошие руки
Социальные предприниматели — кто такие? Несмотря на то, что новая отрасль (ее история в России насчитывает не более десятилетия) в последние годы активно поддерживается сверху и обрастает крупными бизнес-партнерами, многие продолжают задавать этот вопрос. Что подтверждает и статистика — недавний опрос ВЦИОМ показал: 62 процента респондентов ни о каких «социальных» слыхом не слыхивали, оставшиеся 38 предположили, что это когда кто-нибудь из олигархов строит церковь или жертвует на приют.
Воркшопы в Сколково. Женщина из Мурманска делится опытом «запуска» инклюзивного детского сада — сюда ходят как здоровые малыши, так и их сверстники с ограниченными возможностями. Кирилл Васильев из Москвы рассказывает о салоне красоты «Надин»: укладки, стрижки, процедуры — все как всегда, но наряду с обычными мастерами — инвалиды по слуху. Или, скажем, Лариса Афанасьева, создавшая «единственный в мире цирк для хулиганов», где под присмотром опытных педагогов разрушительная энергия уличных подростков аккумулируется в творческую — по канату ходят, дрессируют собачек. А еще — служба такси для инвалидов, сеть подмосковных домов престарелых: здесь бабушкам не только дают еду и таблетки, но и обучают компьютерной грамоте и языкам. Иппотеатр, где «нормальные» люди и те, что «с особенностями», ставят спектакли с участием лошадей. Керамическая мастерская, выпускающая горшки, изразцы и кружки, украшенные рисунками «невыросших» людей, среди соучредителей — звезда кино и театра Нелли Уварова. Счет студиям подобного рода идет на десятки — рисуют, лепят, клеят, шьют не только люди с ограниченными возможностями, но и все, кому лишняя копейка не помешает: многодетные матери, дети-сироты, пенсионеры.
Скептиков это не убеждает: взял грант, открыл бизнес, нанял пару инвалидов для проформы. Кажется, социальным предпринимателям рисковать «кровными» или брать кредит совсем не обязательно, можно рассчитывать на гранты и субсидии из федерального бюджета, от Минэкономразвития, микрофинансовых организаций (МФО) и негосударственных фондов: отечественных «Наше будущее», «Навстречу переменам» и зарубежных — «Ашока», Фонд Шваба. Выходит, им даже легче живется, чем малому и среднему бизнесу?
Цель — не прибыль, а помощь
— На деле получить грант совсем не просто, — объясняет директор Фонда региональных социальных программ «Наше будущее» Наталия Зверева. — Во-первых, нужно представить очень четкий бизнес-план, а это сложный документ. Во-вторых, обосновать значимость проблемы. Важнейший критерий социального предприятия — востребованность. На услугу должен быть стабильный спрос — иначе она никому не нужна. Допустим, вы хотите открыть частный детский сад за небольшую плату в своем городе или поселке. Отлично, если муниципальных учреждений не хватает, а уровень рождаемости растет из года в год. Но если платежеспособных семей с маленькими детьми — единицы, а рождаемость идет на спад, идея общественным запросам не отвечает. Соцпредпринимательство — это деятельность, направленная на смягчение или решение острых социальных проблем. Иными словами, если цель обычного коммерсанта — прибыль, то здесь на первый план выходит желание изменить мир. Так что социальные предприниматели — люди особые: у них есть не только коммерческая жилка, но и способность к состраданию. Конечно, это не витающие в облаках идеалисты, они хорошие маркетологи, отличные стратеги, но вместе с тем — живое опровержение тезиса, что все бизнесмены помешаны на деньгах.
С коллегой соглашается независимый эксперт в данной отрасли Ольга Рябова:
— В России, как, впрочем, и во всем мире, в этот бизнес идут подвижники. Обычно в основе предлагаемых ими проектов лежит проблема, касающаяся непосредственно их самих или ближайших родственников, друзей, — нечто, мешающее спокойно спать. И, как правило, лишь в таком случае все складывается. Особенно очевидной эта разница в подходах становится, когда встает вопрос о распространении опыта. Обычные бизнесмены продают ноу-хау за приличные деньги, здесь же идеей готовы делиться безвозмездно — ведь чем больше народу навалится на проблему, тем больше шансов, что она будет решена. В мире социального бизнеса даже родился соответствующий термин «copy left» (чтобы подчеркнуть противоположность подходу «copyright»). Единственное «но» — социальные предприниматели не будут делиться с кем попало, только с такими же энтузиастами, как они сами. Им важно, чтобы сохранилась суть, логика, душа предложенного решения.
Вариант мимикрии социального бизнеса, когда «сегодня позанимался старушками, завтра детишками», уже проявившийся, к примеру, в Великобритании, у наших социальных предпринимателей не отмечен. Возможно, одна из причин — российский менталитет.
— Такие вещи очень негативно воспринимаются сообществом, — продолжает Ольга Рябова, — ведь ты дал кому-то надежду, а потом все бросил и ушел. Это как котенка с улицы подобрать, поиграть и обратно выбросить. Жизни — не игрушки. Есть, правда, и другой фактор — практический. У нас пока не существует долгосрочных государственных программ, за счет которых будут покрываться все расходы, включая форс-мажор. Получить грант на три — пять лет — уже очень большая удача. Так что нашим подвижникам приходится зарабатывать самим. Кстати, в этом отличие принятого в российском экспертном сообществе определения термина «социальное предпринимательство» от некоторых дефиниций, распространенных за рубежом: социально-предпринимательским мы называем устойчивый бизнес, который должен приносить прибыль или хотя бы выходить в ноль.
Как зарабатывать, когда главная задача — помогать нуждающимся? Часто у нашего социального бизнеса две или три «руки». Например, один из известных лидеров, компания «Либерти» (Санкт-Петербург), организует туры для российских колясочников по цене, близкой к себестоимости, а за обычную коммерческую цену продает экскурсии по Северной столице инвалидам из-за рубежа. Они, в отличие от наших, часто имеют хорошее социальное обеспечение, иные стабильные источники дохода, готовы платить и ездят с обычными группами, но при этом испытывают ряд неудобств. А тут им предлагается комплексное обслуживание: специальные автобусы, гостиницы, оборудованные пандусами, особым образом выстроенный маршрут.
Дело молодое, незнакомое
Социальное предпринимательство — явление новое, на Западе термин появился чуть больше тридцати лет назад, у нас известен с середины нулевых. И сложностей в этой сфере предостаточно. Само понятие нормативно пока никак не закреплено. Могут работать как под грифом НКО, так и в статусе коммерческих юридических лиц — так или иначе, это десятки тысяч самых разных начинаний, статистику вести сложно. Подобные проекты, по оценкам некоторых экспертов, нельзя считать коммерчески прибыльными — фактически это самозанятость для индивидуального предпринимателя и людей, ему помогающих. Сверхдоходов не приносят, скорее моральное удовлетворение. И все же под их влиянием меняется среда, появляется инфраструктура, решаются конкретные — важные здесь и сейчас — задачи.
— Я прошу Общественную палату и Агентство стратегических инициатив предметно заняться поддержкой волонтерских и благотворительных движений, некоммерческих организаций. Воля и великодушие граждан, которые участвуют в таких проектах, формируют столь необходимую России атмосферу общих дел, создают колоссальный социальный потенциал, и он должен быть обязательно востребован... Все мы заинтересованы в том, чтобы активный приход НКО в социальную сферу вел к повышению ее качества. Поручаю правительству совместно с законодателями завершить формирование четкой правовой базы деятельности НКО — исполнителей общественно полезных услуг, установить требования к их компетенции, и при этом, конечно, не нагородив дополнительных бюрократических барьеров. Нужно ценить взыскательную, заинтересованную, деятельную позицию граждан, — подчеркнул президент в недавнем Послании к Федеральному собранию.
Сегодня у социальных предпринимателей серьезные партнеры: Совет Федерации и Госдума, министерства и ведомства, Московская торгово-промышленной палата, РУСАЛ, «Северсталь», ведущие экономические вузы. И дело не только в том, что почин признан делом государственной важности, но часто и в личной симпатии. «Работая с социальными предпринимателями, видишь совсем других людей, — призналась Наталия Зверева, — у них горят глаза, они верят в будущее и заряжают этим чувством окружающих».
http://portal-kultura.ru/articles/syuzhet/143165-v-nachale-dobrykh-del/