Продолжая реализацию проекта «Храмов благовест святой» библиотека провела выездные мероприятия в сёлах: Уян, Усть-Када, Хаихта, Бурук, Барлук и Бороды, с целью проведения презентации буклета и сбора информации о храмах Куйтунского района.
В каждом селе нас ждали жители готовые поделиться своими воспоминаниями и дети, желающие узнать историю малой родины. После презентации, пообщавшись с местными жителями, мы узнали много нового о наших православных храмах.
В селе Уян Васильковская Альбина Викторовна поделилась воспоминаниями которые слышала сама от старожилов. По их рассказам, когда колокола на церкви звонили к службе, колокольный звон доносился вверх по реке Оке до Свято – Никольского храма села Кимильтей (в наше время он восстановлен по старой фотографии Уянской церкви) и там тоже начинали звонить. При массовом уничтожении церквей, жителей села Уян согнали смотреть, как сбрасывают колокола. Когда натянули канаты колокола на церкви переливались золотом на солнце, а когда ударились о землю они почернели. Есть документы подтверждающие, что здание церкви не принадлежит государству, которые до сих пор замурованы в каменные толстые стены храма. Есть в храме и подземные ходы, которые и сейчас видны, когда земля обваливается. По воспоминаниям старых людей: «Соберется народ на службу, батюшки нет, а потом он уже в алтаре и начинает службу, хотя мимо не проходил». Сейчас здание храма, в котором в последнее время располагался социально культурный центр, вернули церкви и пытаются его восстановить.
Очень ждали нашего приезда жители села Усть Када, прослушав историю храмов Куйтунского района они добавили неизвестные факты о своей церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Зоя Петровна Остапенко рассказала, что церковь была деревянная, оштукатурена белой глиной, которую брали возле реки Оки. После закрытия церкви в здании до 1961 года находился зерносклад, а после до 1992 года располагался клуб. Неравнодушные жители села мечтают возродить храм на Усть-Кадинской земле. Сделано для этого уже многое: отведена земля под строительство, разработан проект храма.
В селе Хаихта, местная жительница Кавецкая Нина Федоровна показала место, где стояла церковь. А рядом располагалось кладбище священнослужителей. И на этом месте с 1914 года стоит надгробный камень с выбитой надписью:
«Жена священника
Елизавета Стефановна Коровина
род. 20 октября 1869г.
кон. 10 ноября 1914г.»
По воспоминания мужа Нины Федоровны: «Черные копатели хотели вскрыть могилу, дошли до полатей, но местные жители не дали осквернить захоронение. Заставили закопать и поставить камень на место».
Старожилы села Бурук Бойко Дмитрий Васильевич, Иванченко Наталья Николаевна, Мишина Любовь Павловна, Иванцова Наталья Николаевна, Наливайко Любовь Михайловна рассказали, что при строительстве храма каждому двору было велено сдать по три бревна определенного размера. Вспомнили о священнослужителе отце Григории, которого убили на Пасху. Возвращаясь после службы домой настигла его незавидная участь. Похоронен отец Григорий на местном кладбище. С 1927 года стоит надгробный крест.
В Барлуке, при осмотре здания храма Успения Пресвятой Богородицы, диву даешься как жители своими руками могли создать такую красоту без нынешней техники и различных приспособлений!? Храм стоит на фундаменте сложенном из вырубленных из скальника плит прямоугольной формы, размером, примерно, 120 на 60 см. и высотой 30 см. По воспоминаниям старожил на службу приходило очень много народу. На церкви был очень большой колокол. Рядом с храмом располагалось церковное кладбище, на котором в данное время стоит детский сад. Когда шло строительство, экскаваторы выкапывали кости, черепа, женские косы.
Подъехав к назначенному времени в с. Броды мы были приятно удивлены. В селе состоящем из одной улицы и проживающих 40 человек, на встречу с нами пришло 15 человек. И когда увидели мужчин, интересующихся своей историей, поняли, что будет Россия стоять на этой земле, пока в русском мужике есть вера в Бога. Кустова Вера Евстафьевна, Кустов Алексей Александрович, Онищенко Игорь Станиславович рассказали очень много интересного о своем храме, который был сделан без единого гвоздя. Бревна храма спустя более ста лет как новые, без единой червоточинки, один к одному. До сих пор в окнах стоят необычные рамы изогнутой формы, привлекающие к себе внимание. До нашего времени сохранилось от здания храма только половина, другая сгорела. Стоит красавица - церковь при въезде, как украшение села, ни с чем не спутаешь её, ждет своего часа, своего возрождения….