30 сентября в воскресной школе Казанского храма Тольяттинский краеведческий музей представлял блок «Локальной истории» своей новой программы «Семейные АзБуки», нацеленной на восстановление нарушенной в СССР и постсоветский период связи поколений. Восстанавливали связь музейщик, два психолога (Ассоциации психотерапевтов и психологов Тольятти) и священник.
Фактическим историческим материалом для идентификации человека 21 века с предком стали документы из фондов музея, описывающие события Гражданской войны и первых лет советской власти в Ставрополе и уезде. После «митинга за советскую печать» (игра-реконструкция по редкой книге 1923 года «Как и о чем писать в газету») тольяттинский семьи узнали, что, будучи неграмотным, вполне можно написать заметку в газету. Главное, знать «правильные слова» эпохи, указывать фамилии всех врагов, ссылаться на построение «нового мира» при каждом случае, когда по привычке начинает говорить голос совести (совесть, как известно, в советском мире вещь коллективная и вполне формируемая…).
Далее тольяттинцы разбирали две истории из воспоминаний участника установления советской власти, командира карательного отряда красных, участника трех революций (1905, февральской 1917 и октябрьской 1917), милиционера, председателя комбеда (Комитета бедноты), борца с кулачеством и бандитизмом в Ставрополе, жителя с. Ташелки Ставропольского района Степана Горячева (1891 г.р.). Первая история касалась ставропольского священника, который в годы Гражданской войны прятал в храме красных от белых, когда последние пришли в город. Вот как она описана в воспоминаниях: «… Не все попы содействовали белогвардейцам. В Ставрополе было две церкви. Одна из них называлась Троицким собором, другая – рангом пониже (Успенская церковь). Вот в ней служил священником Крылов. Во время захвата города белыми в Гражданскую войну в июне 1918 г. он в церкви прятал красных. Фамилии людей, спасенных им, не помню. У Крылова было два сына – старший воевал против красных, а младший в рядах красных. После разгрома контрреволюционных банд и войск Колчака он проживал в Самаре». Тольяттинцы старались понять, почему священник так поступил, ведь красные были против Бога, боролись с религией, взрывали церкви, убивали священнослужителей… Возникло несколько версий, объясняющих этот нерядовой поступок: священник не мог решить личную дилемму (он как бы спасал собственного сына, который был на стороне красных); священник спасал людей – потому что он священник (главное, спасти человеку жизнь, может, он заблуждается – а там, время, Бог рассудит); священник испугался за собственную жизнь. Взрослые и дети разделились на три группы и аргументировали свои предположения. Примечательно, что часть людей (не только взрослых, но и подростков) металось из группы в группу – совсем как в Гражданскую войну… Уверенные спокойные лидеры становились маяками для потерявших ориентиры. С ними, и правда, спокойнее. А там, и время, и Бог рассудят… Или кто-нибудь из них, кто останется…
Вторая история была совсем простая. Ученик, чтоб выслужиться перед ЧК и продвинуться по карьерной лестнице, сослал в Сибирь свою учительницу за то, что та хранила портрет царя в сундуке… Вот как история рассказана в воспоминаниях Горячева: «Мой брат Кирилл – самый младший. В Гражданскую войну он принимал активное участие в Ташелском Совете. При его содействии была арестована учительница села Федосова Акулина Петровна и попала в ссылку только за то, что после Октябрьского переворота в сундуках тайно хранила портрет царя Николая II. В 1908-09 и 1900 гг. и я был ее учеником. Она много труда отдала по воспитанию детей нашего села. Но была очень религиозна и чтила царя. Действия брата Кирилла я не одобряю…». Чтоб прочувствовать историю, тольяттинцы решили писать письма – от лица учительницы (ученику, ее предавшему), или от лица Кирилла (учительнице). Письмо должно было начинаться словами: «Дорогой Кирюша…», или «Дорогая учительница…». Писали скупо и пронзительно: Кирюша боролся с явлением и «старым миром» (а вовсе не с Акулиной Петровной) за счастье будущих поколений; он не знал, что все окончится ссылкой; он сожалел и ждал учительницу обратно домой - побыстрее… Учительница в письмах тоже была разной: она обвиняла Кирюшу в страданиях миллионов; она просила его помнить, чему она его учила, и не волноваться за нее… Вспоминали библейский сюжет про ученика и Учителя, из мастерской уходили задумчивыми…
Главное достижение процесса: белые – это не американцы, как чудилось в начале… Это воон тот человек, за соседней партой.
Продолжение следует.
Проект «Семейные АзБуки» реализуется при поддержке Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива 2017-2018».
Запись на занятия по тел. 48-55-63.
Отдел по связям с общественностью ТКМ, (8482) 48-55-63