Проект Тольяттинского краеведческого музея "Семейные АзБуки" (победитель Международного открытого грантового конкурса "Православная инициатива 2017-2018") вошел в программу смены и предстал на суд двух аудиторий: руководителей школьных музеев и учащихся 7-10 классов.
Напомним, что программа "Семейные АзБуки" разрабатывается на стыке музейной педагогики, психологии, краеведения и истории и использует документ - музейный и семейного архива. Программа нацелена на восстановление нарушенной в СССР связи поколений и предполагает "встречу с предком" (советским и досоветским) как значимым объектом, внесшим вклад в копилку морально-нравственных выборов семьи, которую может открыть и использовать современный подросток.
Программу "Семейные АзБуки" для профессиональной аудитории - руководителей школьных музеев (а их в Тольятти 48) - представлял их куратор Горяинова Ж.Н., методист дополнительного образования Школы № 93. Куратор отметил, что программа может быть одной из форм практической работы со школьниками - активистами школьных музеев. Ее плюс в том, что она методически и инструментально простроена (руководители школьных музеев получат пакет программы с настольными играми, методическим пособием, рабочей тетрадью со сценариями занятий). Учитывая требование современного образования к вовлечению школьников в исследовательскую и проектную деятельность, программа позволяет организовывать их внутри актуальной для подростков темы самоидентификации ("Кто я?", "Откуда я?") - на материале семейной и локальной истории. Руководители школьных музеев отнеслись к презентации с пониманием и готовы участвовать в обучающем семинаре, когда пакет программы будет уже издан. Сама же программа сейчас проходит заключительную стадию апробации в Тольяттинском социально-экономическом колледже, начинается ее апробация в краеведческом музее, а осенью она продолжится в школе и воскресной школе. Только затем, после апробации и рецензирования, методический и инструментальный пакет программы выйдет в свет.
Два занятия из программы "Семейные АзБуки" в Профильной смене были продемонстрированы в качестве практических моделей работы с подростковой аудиторией. На занятие пришли активисты школьных музеев, точнее, активистки - девушки 12-16 лет из разных школ города, как оказалось, весьма осведомленные в истории страны (учащиеся школ №84, № 58, №25, №73, №74, №47, №43, №35). Первое занятие прошло в форме игры: девочки сравнивали картины мира советского и досоветского предков: высшие ценности дореволюционного и советского периодов, их влияние на ландшафт города, на повседневные занятия горожан, на дом (материал, масштаб, смысл), на семью - роли мужа, жены, ребенка. Несмотря на хорошие знания истории, разность ценностей советской и дореволюционной эпох, и, особенно, влияние этой разности на человека, его мировоззрение, семью произвело на игроков впечатление "новых ворот"... Пазлы-картинки "до" и "после" (революции, или "переворота" 1917 г.) были наглядны, скупы и громогласны: Бог - Вождь, Дом - Жилье, Глава - Герой, Жена - Герой, Сын - Герой... На втором занятии рисовали древо рода, в поколениях: нет, не 24, а 2-3; смотрели, как уменьшалось количество детей в поколениях, менялось ли вероисповедание, профессии (женщин). Говорили тихо, по душам. Активисты были похожи ... не на себя.
Из анкет участниц:
Удивило: как менялись дети до революции и после; досоветские и советские люди сильно отличаются; в досоветское время семья была больше сплочена, сейчас наоборот; время пролетело мимолетно; все; необычный подход к теме занятия;
Какой документ запомнился: досоветская женщина и советская; мама с сыном с книжкой - гордость семьи; дети в яслях, которых поили кумысом;
Что в вас есть от "досоветского предка": религиозность; семейственность; вера в бога; любовь к природе; уважение к родителям;
Что в вас от "советского предка": трудолюбие; самостоятельность; равноправие; моральные ценности; умение женщины выживать наравне с мужчиной.
https://vk.com/album-48364486_255041413
Отдел по связям с общественностью ТКМ, (8482) 48-55-63