В конце декабря редакция газеты «Ведомости Нижегородской митрополии» подвела итоги конкурса сочинений «Можно ли рушить прошлое во имя будущего? Мое отношение к революции». Его участниками стали воспитанники двух православных гимназий Нижнего Новгорода – во имя преподобного Сергия Радонежского и святого благоверного князя Александра Невского.
В ноябре сотрудники газеты провели в этих гимназиях уроки-презентации на тему «Эхо революции. Спустя столетие». На презентациях предлагался новый подход к оценке событий 1917 года, с позиции той системы ценностей, которой жила царская Россия до революции. До сих пор этот взгляд не озвучен в школьных учебниках, несмотря на то, что со времени разрушения советской идеологии, когда говорилось только о достижениях революции, но замалчивался масштаб потерь, прошло 17 лет.
Дети по-разному восприняли непростую даже для взрослого человека тему, но в своем отношении к этому явлению в жизни общества все единодушны: «Революция – одна из самых трагических страниц нашей истории», «Она обернулась огромной трагедией для всех слоев населения», – прозвучало в сочинениях. Порадовало, что авторы работ приводили аргументы против революции не только как способа изменения общественного порядка, государственного строя, но и изменения строя мыслей и души. «Революция 1917 года в России привела к разрушению великой державы и к изменениям в духовном сознании людей. Они грабили, разрушали храмы, а также все, что ранее было дорого большей части России», – пишет ученица 6-го класса Сергиевской гимназии Александра Ярцева.
Школьники рассуждают, что революция – явление разрушительное и затрагивает, а вернее, переворачивает все сферы жизни общества, самую его историю, культурные и духовные основы – многовековую национальную традицию развития. «Большевики стерли историю России, — пишет шестиклассница София Михеева. — Они считали, что история началась в 1917 году. Все, что было до революции, победы и достижения, забывалось».
«Была расстреляна царская семья, убиты и замучены тысячи священнослужителей и мирян. А стоит ли любая идея жизни хотя бы одного человека? С оружием в руках можно защищать своих близких, но не свои взгляды», – делает вывод, учитывая последствия революции, Екатерина Харитонова.
В революцию, как известно, больше всего пострадала Церковь и люди Церкви. В некоторых сочинениях эта тема – подвига веры во времена гонений – была выделена особо. К примеру, ученица Александро-Невской гимназии София Харская рассказала о своей прабабушке Александре Филипповне, которая, несмотря на страшные преследования верующих, воспитала в вере 12 детей. «Жила моя бабушка во времена гонений на веру, – пишет София. – Сколько было разрушено храмов, поругано святынь, убиты и сосланы в ссылку священники с семьями в эти страшные для России времена. Александра Филипповна, всю жизнь поучала детей, что самое страшное – это потерять веру в Бога, ведь Бог верит в нас даже тогда, когда мы сами теряем веру в себя».
Авторы сочинений – ученики средней школы, и революцию 1917 года по программе они еще не изучали. Несмотря на это ребята отнеслись к теме серьезно и внимательно: поискали вместе с родителями необходимую информацию, вспомнили историю своей семьи.