Перспективы общественного развития можно проследить по проектам в сфере образования и обучения, ставшим победителями в грантовом конкурсе «Православная инициатива – 2024».
Перспективы общественного развития можно проследить по проектам в сфере образования и обучения, ставшим победителями в грантовом конкурсе «Православная инициатива – 2024». Какие темы актуальны для будущего российского общества? Среди них – семейные ценности, бережливость и устойчивое развитие, экология, воспитание ответственной за свою страну личности, сохранение религиозного, культурного, архитектурного наследия, развитие социальной активности и борьба с зависимостями. При этом актуальными и направленными в будущее могут быть и традиции, если их правильно сохранять, знакомя с ними подрастающее поколение, позволяя тому вырастать внутри этих традиций и самому становиться их носителем и продолжателем. Об этом – в подборке проектов по теме.
Проект «Движение милосердия» (реализует региональная общественная экологическая организация «Зеленый город», г. Волгодонск Ростовской области). В 2023 году организация «Зеленый город» совместно с Волгодонской епархией успешно реализовала проект «Школа милосердия», в рамках которого было создано Волгодонское сестричество. Реализация начинания показала, что необходимы расширение сфер деятельности сестер милосердия и обучение новых сестер.
В рамках проекта «Движение милосердия» проводится обучение сестер милосердия из городов Сальска и Волгодонска Ростовской области. Также создается сектор по социально-госпитальному служению Волгодонской епархии, начинается создание реестра маломобильных жителей городов – участников проекта для оказания услуг патронажной службы и духовной помощи на дому. К работе привлечен клинический психолог, который помогает сестрам милосердия подготовиться к работе с маломобильными жителями. Для помощи сестрам в социальном служении привлекаются добровольцы из числа прихожан. В завершение проекта будет проведен межрегиональный съезд.
Данный проект поможет оперативно, комплексно, грамотно и максимально полезно для души помогать людям.
***
Проект «Устойчивый город – устойчивый мир» (реализует АНО «Научно-просветительская организация "Энергия и экология"», г. Екатеринбург). Современное общество находится на неоднозначном этапе своего развития, который характеризуется бесконтрольным ростом глобальной индустриализации и массовым потреблением материальных благ. Однако известно, что бесконечное развитие в конечной системе невозможно. В 2015 году государства, входящие в Организацию Объединенных Наций, разработали и утвердили 17 целей в области устойчивого развития в качестве плана достижения лучшего и более устойчивого будущего для всех.
На основе сформулированных целей и задач для их реализации организаторами проекта совместно с научным и педагогическим сообществом, а также представителями Русской Православной Церкви разрабатываются доступные образовательно-просветительские материалы, раскрывающие экологическую составляющую целей устойчивого развития.
Также проводятся семинары и практические занятия для учащихся с целью повышения их духовно-нравственного воспитания по отношению к окружающему миру. Решение вопросов сохранения и рационального использования биосферы в интересах устойчивого развития – это задачи на многие десятилетия вперед, и важным является формирование у сегодняшних школьников понимания, с чем им придется столкнуться в своей жизни и какие вызовы будут поставлены перед ними. Через весьма непродолжительное время сегодняшние школьники станут полноценными членами общества, от их решений и действий будет зависеть будущее.
***
Проект «9 бесед о семье» (реализует АНО содействия развитию гуманитарного образования «Клевер Лаб», г. Москва). В современном обществе ценностный фундамент молодых людей уже сформирован к старшим классам, и вместо закладки правильной модели педагоги работают с последствиями «раннего взросления». Семейные ценности должны закладываться с самого раннего возраста. Реализация проекта позволяет создать необходимые методические материалы, благодаря которым у учеников начальной школы сформируется понимание о том, что является основой семьи, как проявляется любовь в семье, какие ответственность и обязанности есть у ребенка и родителей.
Уникальность создаваемого методического пособия состоит в том, что материалы разрабатываются специально для начальной школы, учитывая возрастные особенности учащихся, т.е. они адаптированы к пониманию детей, содержат яркие иллюстрации, игровые задания, интерактивные упражнения, которые помогут легко усваивать информацию о семейных ценностях.
Проектом предусмотрено: создание четырех сценариев для последующей разработки учебно-методических пособий с 1 по 4 классы и первого полного методического пособия для работы с первоклассниками, включающих девять тем по семьеведению (1 беседа в месяц учебного года), в которых герои материалов растут и развиваются вместе со школьниками. Герои – семья из семи человек (папа, мама, малыш, близнецы, старший сын и средняя дочь), по сюжету четверо детей решают сделать семейный исследовательский клуб и изучать темы, которые касаются их семьи.
Ожидаемые результаты: формирование в сознании детей до 12 лет основ традиционных семейных ценностей внедрения в образовательный процесс начальной школы новых учебных материалов, формирование у детей взгляда на семейную этику на основе Православия.
***
Проект «Лица Академии 3.0» (реализует Центр информационных технологий Московской духовной академии Русской Православной Церкви, г. Сергиев Посад Московской области)
Проект направлен на популяризацию богословского научного потенциала одного из центральных высших учебных заведений Русской Православной Церкви – Московской духовной академии. Проект будет полезен преподавателям, студентам теологических вузов и кафедр, а также широкому кругу лиц, интересующихся православным богословием. В рамках проекта создается цикл «Лица Академии» – не менее 15 выпусков III сезона как в видеоформате, так и в виде аудиоподкастов. Формат аудиподкастинга позволяет охватить ту часть аудитории, которая привыкла получать информацию, не отвлекаясь от своих дел или в пути. Контент распространяется в сети Интернет и на ТК СПАС и СОЮЗ, что дает возможность вовлечь максимальное количество лиц к богословским темам. Вовлечению в тематику проекта способствует и распространяемый «вирусным методом» тизер.
Предусмотрено проведение в вузах Москвы и Подмосковья не менее двух больших презентаций с прямой трансляцией в интернет.
Результаты предыдущего сезона (в том числе отклик студенческой молодежи на презентациях в вузах) показывают, как важно расширять медийное пространство Церкви, включая в него людей, не известных широкой аудитории, но при этом обладающих колоссальный духовным, образовательным и научным потенциалом. Таковыми являются большинство героев передачи, ведь преподаватели Академии – люди непубличные, которые редко появлялись в СМИ или вообще никогда не выходили за пределы учебных аудиторий МДА. Трансляция их уникального опыта за пределы духовных академий крайне важна как для людей, уже находящихся в ограде церковной, так и для миссионерского внешнего поля. Через яркие и содержательные «лица Академии» – священников, монахов и мирян, посвятивших свою жизнь церковной науке и образованию, проект ведет к популяризации богословского, духовного наследия и духовно-нравственных идеалов Православия в доступной и привлекательной форме.
***
Проект «Православие и наука в Арктике: развитие сотрудничества Церкви и Российской академии наук, совместные исследования и проекты в интересах созидания культурного пространства северных территорий» (организатор – приход Успенского храма города Апатиты) направлен на развитие сотрудничества между научным (в лице Кольского научного центра Российской академии наук) и церковным (в лице Мурманской митрополии Русской Православной Церкви) сообществами в целях созидания культурного пространства на северных территориях России и, в частности, Кольского Заполярья.
К сожалению, еще до сих пор в определенных кругах российской общественности существует представление, унаследованное от долгих лет государственного атеизма, что наука и религия находятся в непримиримом противоречии друг с другом, что религия – средневековое мировоззрение и не может быть сочетаема с современной научной картиной мира. В связи с этим для многих наука представляется камнем преткновения при попытке обрести религиозный взгляд на мир, а ученые и институты науки кажутся противоборствующими Церкви. Этот вопрос особенно актуален для северных территорий (в частности, Мурманской области и Кольского Заполярья в целом), освоение которых было связано с развитием науки и великими коммунистическими стройками. Проблема совместимости науки и религии, Академии наук и Церкви стоит здесь особенно остро, и настоящий проект направлен на развитие взаимодействия научных и религиозных институтов Заполярья, основа которых была заложена в течение несколько предыдущих лет.
Проект, осуществляемый в год 300-летия Российской академии наук, включает следующие совместные церковно-научные и просветительские мероприятия: исследования в области церковной археологии Европейской Арктики, включая проведение совместных экспедиционных работ и раскопок на территории бывших и ныне существующих монастырей и приходов; организация совместных просветительских мероприятий, в том числе лектория по истории Церкви и церковного образования в Арктике на базе Успенского прихода г. Апатиты и проведение XVII Феодоритовских чтений на базе КНЦ РАН; издание сборников статей по проблемам церковной и светской науки в Арктике.
***
Проект «Пленэр на краю Земли» (реализует Анадырская епархия Русской Православной Церкви, Чукотский автономный округ). Жизнь на Дальнем Востоке развивается с учетом исторических, географических, климатических и иных особенностей, к основным из которых относится удаленность от центральной части России. В связи с этим осложнено участие детей во всероссийских конкурсах, отсутствует методическая база по организации и проведению подобных конкурсов. Проведение мастер-классов и пленэров для детей осложнено ввиду географической удаленности. Слишком уж далеко всё это от центра, а раз далеко, значит, вольно или невольно включается остаточный принцип. Святейший Патриарх Кирилл назвал развитие церковной жизни на Дальнем Востоке одним из важнейших направлений деятельности Русской Православной Церкви. Патриарх отметил, что сегодня по отношению к Дальнему Востоку как форпосту России «внимание государства и внимание Церкви совпадают».
В рамках проекта по всей территории Чукотского округа прошел творческий конкурс, осенью состоится выставка лучших работ его участников. Для победителей, а также их педагогов организованы мастер-классы и пленэры, их проведут педагоги школы акварели С. Андрияки. Кроме того, на педагогов ориентирован семинар по социальному проектированию.
***
Проект «Краткий курс семейного счастья: творческая мастерская» (реализует Межпоселенческая централизованная библиотечная система, р.п. Выездное Нижегородской области). Авторы проекта предлагают укрепить семейные отношения, пройти «курс сплочения семьи» через творчество А.С. Пушкина, в первую очередь, через его волшебные сказки. Шесть главных сказок Пушкина – глубоко семейные, они обладают уникальной способностью собрать вместе детей и взрослых разных поколений, открыть друг в друге таланты и творческие задатки, крепче привязаться и тоньше почувствовать друг друга, простить обиды, глубже полюбить.
Дети услышат выразительные голоса сельских библиотекарей, а затем и любимых взрослых, при этом всё, что непонятно, присутствующим объяснит и прокомментирует священник. Вместе с мамой или папой (дедушкой, бабушкой) и руководителями кружков Центра ремесел дети выбирают и рисуют любимого сказочного героя, а затем создают куклу для спектакля. Так они становятся соавторами уникального альбома и кукольной коллекции. Вместе с семьей они получают возможность озвучить роль своего героя в специально написанном к проекту спектакле «Однажды в Лукоморье» и выступить не раз перед земляками.
Основными мероприятиями проекта стали циклы семейных чтений «Да ведают потомки православных…», занятия по рисованию «На фоне Пушкина спасается семейство», работа кукольной мастерской, постановка спектакля «Однажды в Лукоморье» и др. В результате проекта его участники покажут на своем примере, как совместное чтение сказок Пушкина, знакомство с Евангелием, творческие занятия еще теснее объединяют семью и делают ее счастливее.
Ресурсное обеспечение проекта позволяет решить поставленные задачи и в дальнейшем транслировать идеи проекта в других селах.
***
Проект «Территория трезвости» (приход храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» п.Тарманы, г. Тюмень) призван способствовать развитию трезвенной работы на приходах города Тюмени и Тюменского района. В ходе его реализации предусмотрен ряд мотивационных и обучающих мероприятий для включения в трезвенную работу руководителей, социальных работников и членов приходских общин. Также предполагаются оказание им методической, консультационной и организационной помощи, подготовка раздаточного мотивационного материала.
Употребление психоактивных веществ и распространение зависимостей является серьёзной социальной и духовной проблемой, поэтому Русская Православная Церковь активно участвует в работе по утверждению трезвости. Вместе с тем трезвенная работа до сих пор поддерживается не на всех приходах Тюмени, и нередко люди, обратившиеся туда с проблемой зависимости в семьях, не получают необходимой им помощи. В настоящее время в Тюменском благочинии Тобольско-Тюменской епархии из 41 местных религиозных организаций только три имеют в своём составе действующие приходские общества трезвости, в большей или меньшей степени несущие это служение, и один приход готов возродить трезвенную работу. При этом о трезвенной деятельности и её целях известно не на всех приходах, активность трезвенников зачастую не поддерживается, а порой даже отвергается. В этой связи важнейшей задачей является просвещение и популяризация трезвого образа жизни среди руководства и социальных работников приходов, мотивация и оказание помощи в создании приходских территорий трезвости, что позволит людям с проблемой зависимости в семье получить помощь на любом приходе благочиния.
По итогам проекта ожидается распространение информации о трезвенной работе на всех приходах Тюменского благочиния и включение в эту работу части из них. На десяти приходах будут осуществляться первичное консультирование страждущих и членов их семей, организованы встречи групп взаимопомощи в формате «Семейных клубов трезвости», а также налажено взаимодействие с действующими Обществами трезвости для оказания помощи зависимым и их близким.
***
Проект «"Николай-до": идем путем свт. Николая Японского для духовно-нравственного воспитания молодежи» (реализует АНО дополнительного профессионального образования «Деловое поле», Санкт-Петербург)
Для современной молодежи Япония – «модная» страна, которая, однако, часто ассоциируется с чем-то запретным, неприличным (отчасти это связано с культурой аниме и косплея). Однако при заинтересованном изучении японская культура являет свою глубину, духовно-нравственный потенциал. До – по-японски путь; этот иероглиф мы видим в названиях значимых направлений бусидо, дзюдо, тя-до. Уже в XIX веке, по свидетельству священномученика Иоана Восторгова, в обиходе японцы именовали Православие «Николай-до». Само слово говорит о том, что через личность равноапостольного Николая Японского, его пламенную веру и великий труд Япония приняла Православие как один из национальных путей – и здесь глубина понятия «пути» в русском и японском языках совпадают.
Межрегиональный проект посвящен миссионерству (в первую очередь, среди молодежи) через духовные и культурные параллели, объединяющие Японию и Россию. Через сотрудничество с Миссионерским отделом Санкт-Петербургской епархии и СПбДА авторы проекта формируют у молодежи Петербурга понятие о духовно-нравственных ценностях, имеющих общность с «модной» страной Японией, – и образ Японии как страны более близкой нам культурной и нравственно, чем это представляется в навязанных западных стереотипах. Для молодежи Санкт-Петербурга и Якутска, который являлся одной из точек на пути святителя Николая в Японию, проводятся мероприятия, посвященные личности этого святого и параллелям в русско-японской культуре, конкурсы, показы фильмов.
Показав молодежи личность равноапостольного Николая Японского в контексте актуальной культуры, проект актуализирует для молодежи и духовно-нравственные ценности Православия, которые несет Церковь.
***
Проект «Информационно-аналитическая база данных по проблеме реставрационно-строительных работ на объектах церковного, культурного и исторического наследия» (организатор – ООО «ПРОСВЕТТУРИЗДАТ», г. Москва) является продолжением реализованного в 2023 году проекта «Реставрация памятников религиозного назначения: методическая помощь епархиям и гражданским активистам». Он сфокусируется на усилении консультативной и наставнической деятельности среди священнослужителей и прихожан по вопросу инженерных и земельных изысканий при строительстве и реставрации храмовых объектов, выявлению проверенных и положительно зарекомендовавших себя архитектурных бюро, проектных мастерских, иных строительно-ремонтных организаций. Тема реставрации старинных храмов, в том числе деревянных, актуальна для северных территорий России.
Проектирование, строительство, реконструкция, реставрация религиозных объектов имеют свои специфические особенности, резко отличающие их от процессов проектирования и строительства иных гражданских объектов. В настоящее время в свободном доступе нет информационно-аналитической базы, в которой бы содержались сведения о добросовестных организациях, ведущих проектирование, а также реставрационные, строительные, ремонтные работы на церковных, культурных и исторических объектах.
В рамках проекта готовится и рассылается по епархиям аналитика по теме нормативно-технического обеспечения таких работ, описываются и оформляются в методические указания и дорожные карты для епархий и приходов успешные практики проведения строительно-реставрационных работ на объектах, выявляется круг экспертов и специалистов по теме.
Кроме того, создается независимый онлайн-рейтинг качественных подрядчиков для религиозных объектов.
***
Проект «Трудолюбивая Марфа» (реализует приход Никольского храма в с. Пушкари Тамбовского района Тамбовской области) посвящен году семьи и направлен на решение социально значимой проблемы – пассивности, уныния, низкой социальной активности и потребительской психологии населения. Средство решения этой проблемы – вовлечение в творческую деятельность – позволяет не только скорректировать личностные качества представителей целевой аудитории, но и укрепить навыки соработничества в деле возрождения старинного казачьего прихода, богатого традициями военно-патриотического и трудового воспитания. Возвращение утраченных некогда богатых навыков ремесленной культуры, развитие домашних ремёсел рассматривается как закономерная часть возрождения храма и приходской общины.
Проект встроен в систему образования и воспитания, развития культурного туризма, продвижения культурных брендов и пр. Опора при реализации – на традиции воцерковленного семейного воспитания в труде и взаимопомощи. Начинание вносит вклад в решение общезначимых проблем культуры, таких как: падение интереса к культурным мероприятиям; недостаточное разнообразие предлагаемых культурных программ; низкий уровень поддержания культурно-исторических ценностей; недостаточная доступность мероприятий культуры; недостаточная опора на местные культурные инициативы и традиции; недостаток бесплатных культурных мероприятий в общественных местах и др.
Участники также вовлечены в акцию поддержки воинов СВО и сбор средств на колокол.
***
Проект «Бабушкин комод» (реализует Костромская региональная общественная организация детей-инвалидов и их родителей «Дети-ангелы», г. Шарья Костромской области). Известно, что семьи с детьми и молодыми людьми, имеющими ограничения по здоровью, часто сталкиваются с трудностями в общении и интеграции в общество, испытывают изоляцию и отчуждение. Проект направлен на создание включающей и поддерживающей среды для таких семей, на оказание поддержки в изучении православных семейных традиций и внедрении этих традиций в их повседневную жизнь, на повышение качества жизни и благополучия участников, что является важным шагом в обеспечении инклюзивного общества и равноправия для всех.
В проекте «Бабушкин комод» используются различные форматы и методы работы с родителями и детьми, такие как небольшие группы поддержки, образовательные семинары и индивидуальное консультирование, а также сотрудничество с местными храмами и семейными центрами с целью создания инклюзивных и адаптированных мероприятий для семей с детьми с ОВЗ – праздников, лагерей, встреч между семьями.
Кроме того, предусмотрено проведение индивидуального консультирования, чтобы помочь таким семьям преодолеть трудности, связанные с практическим применением в жизни православных семейных традиций.
***
Проект «Каллиграфия для воскресных школ и не только» (организатор – автономная некоммерческая организация «Институт развития гражданского общества», Москва) создан для привлечения подрастающего поколения к изучению и сохранению церковнославянского языка. Программой проекта предусмотрено проведение в регионах Дальнего Востока практико-ориентированного семинара, состоящего из двух частей: теории (знакомство с историей возникновения церковнославянского алфавита) и практики (мастер-класс по каллиграфии).
Письмо – это часть человеческой культуры. И хотя с появлением книгопечатания каллиграфия стала отдельным искусством, все равно до сих пор она играет большую роль в жизни Церкви в культуре страны. Дело в том, что линии и изгибы, созданные при письме, – это естественное продолжение речи и мысли человека. Каллиграфия – это не просто красивое письмо, а некое ощущение пространства, движения в этом пространстве. И каждая эпоха в истории человечества имеет свой тип ощущения, свою стилистику. Несмотря на то, что мы сейчас почти не пишем, письмо живет в нашей культуре, в нашем сознании. Каллиграфия учит концентрации, дисциплинирует и способствует выработке художественного вкуса. Вместе с освоением каллиграфии пишущий знакомится с новыми текстами, учится глубже осознавать красоту слова.
Участниками проекта являются подростки в возрасте 13 – 17 лет: они не только знакомятся с интересными фактами о церковнославянском языке, но и учатся азам каллиграфического искусства, пробуют сами писать буквы шрифта, которым писали книги на Руси в течение столетий.
***
Проект «Семья – Душа России» (реализует Нижегородская региональная общественная организация милосердия и социальной помощи детям «Арете» («Добродетель»), г. Нижний Новгород). Стоит заметить, что последние годы воспитательной роли семьи не уделялось достаточного внимания. А ведь для ребёнка значимые взрослые – в первую очередь его родители. И родители должны понимать и принимать своего ребенка, видеть сложности его и проблемы и понимать, как они могут ему помочь в преодолении трудностей. Самим родителям тоже требуются большие знания и мудрость, чтоб перешагнуть определённые барьеры и комплексы, дабы процесс воспитания и обучения ребёнка был адекватным, спокойным, продуктивным. Такое мягкое включение лучше всего происходит в среде привычной, не чуждой, знакомой, вызывающей доверие. Как правило, это сообщества. Таким сообществом может стать приходская община.
По данным исследований специалистов и по наблюдениям авторов проекта, особое внимание стоит уделять развитию речевых данных, которые влекут за собой общее развитие. И делать это надо, используя специальные тексты и особо чуткое внимательное отношение как к детям, так и ко взрослым-родителям.
Реализуемое начинание является логичным развитием деятельности, успешно реализованной командой специалистов в 2023 году. Тогда в рамках проекта была разработана и апробирована модель взаимодействия специалистов-психологов, воспитателей, логопедов, студентов вузов по взаимодействию и помощи родителям и педагогам воскресных школ, а также православных гимназий. В ходе деятельности была проведена работа по преодолению и восполнению дефицита знаний родителей и педагогов в части развития речи детей. Также в проекте была решена и другая задача: вовлечение студентов – будущих педагогов – в деятельность православной гимназии, знакомство их с Православием и традициями.
В 2024 году данная модель тиражируется и расширяется за счёт уже имеющейся модели и вовлечения специалистов из других регионов. Деятельность расширяется в межнациональной среде, апробируется модель в стране ближнего зарубежья – Абхазии – в православном приходе с вовлечением молодежи, а также в городах Росатома.
***
Проект «Теплый дом» (реализует Нижегородская региональная общественная организация поддержки детей и молодежи «Верас», г. Нижний Новгород) является важной частью комплексной программы жизнеустройства детей и взрослых с ментальными особенностями, реализуемой организацией «Верас» с 2017 года. Инициатива предполагает запуск работы социальной службы «Передышка» для пяти подростков и не менее двадцати взрослых с ментальными особенностями на базе тренировочной квартиры. Для участников «Передышки» организована дневная занятость в интеграционных мастерских по направлениям «швейное дело» (в т.ч. переработка б/у текстиля), «художественная роспись», «керамика» и др.
Для повышения стрессоустойчивости и принятия ситуации взросления своих «особенных» детей, предоставления им самостоятельности родители/опекуны принимают участие в психологических группах взаимной поддержки, занятиях Школы родительского мастерства, проводимых приглашенным экспертом. Православные встречи, выездные мероприятия очно и в онлайн-формате укрепляют духовную ресурсность этих семей. Обучающие семинары, вебинары, стажировки повышают компетенции родителей «особых» подростков и специалистов, занимающихся сопровождением таких людей.
Служба «Передышка» крайне необходима семьям, где родители не могут оставить своего ребенка даже на пару часов, чтобы решить свои важные дела (посещение учреждений соцзащиты, Пенсионного фонда, оформление документов, лечение и др.). Если семья неполная, родитель зачастую даже не имеет возможности посетить врача, а необходимость пройти обследование либо уехать на пару дней становится огромной проблемой. Оплатить услуги специалиста или сиделки они не в состоянии. Обученные специалисты могут оказать услуги сопровождения от двух суток до двух месяцев, включая занятость и досуг человека с ментальными особенностями.
***
Проект «ЭкоСтарт» (реализует АНО «Институт консалтинга экологических проектов», г. Москва) направлен на развитие многосекторального сотрудничества в целях социально-экологического проектирования с участием православных приходов для формирования нравственно ориентированных экологических и образовательных навыков молодежи закрытых территориальных образований. Авторы начинания тиражируют успешную практику Новоуральска в ЗАТО Зеленогорск и атомграды Димитровград и Сосновый Бор.
Проектом предусмотрено выстраивание сотрудничества городских сторон с участием Русской Православной Церкви для реализации образовательной платформы с вовлечением молодежи и педагогов в решение актуальных городских проблем. Основные мероприятия: уроки духовной, научной и образовательной этики в школах, онлайн и очные встречи участников проекта и партнеров платформы и экспертов в форматах дискуссий и конференций, мастер-классов и круглых столов с вовлечением, мотивацией и поддержкой детей, выполняющих проекты.
Результат – начало работы образовательной платформы в ЗАТО и атомградах на объединяющей основе ответственности за сохранение природы. Образовательные навыки должны быть нравственно ориентированы на служение обществу и стране и соответствовать как муниципальным целям социального развития, так и стратегическим целям «Росатома» в направлениях технологического лидерства, молодежной и образовательной политики и подготовки кадров.
Проект также направлен на обеспечение соответствия образовательных возможностей молодежи закрытых городов уровню сверстников, проживающих в крупных центрах, способствует сопровождению образовательной и карьерной траекторий городской молодежи, ранней профориентации и формированию кадрового резерва.