Иерарх поделился своими мыслями о духовном и мировоззренческом смысле воспитания на принципах бережливого сознания.
Своими мыслями о практических результатах применения принципов бережливого производства в православных образовательных учреждениях Нижегородской области, а также духовном и мировоззренческом смысле воспитания на принципах бережливого сознания поделился митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, выступая на мероприятии сессии фонда «Соработничество», посвященном теме «Формирование бережливого сознания».
«Когда я впервые столкнулся с понятием бережливости, это, прежде всего, касалось экономики, производства. Но потом выяснилось, что есть бережливая поликлиника. А когда мне предложили проект бережливой школы (у нас целая в митрополии сеть православных гимназий, в которых учатся 4500 детей), я подумал: что может дать эта программа бережливости в школе? Что, по-другому будем изучать физику, химию и русскую литературу? Действительно, на первичном этапе мы не понимаем функционал бережливости. Но сегодня уже идет дискуссия о восприятии бережливого сознания, и чем больше у нас будет единомышленников, тем мы более глубоко сможем осознать и увидеть, для чего это нужно».
Он обратил внимание на то, что если людям нужна бережливость, значит, актуальной проблемой является противоположное по смыслу явление – расточительность, причем как ресурсов, так и времени: «Вот мы потратили деньги, время, усилия, вроде бы мероприятий много, а где результат? Зачастую гора рождает мышь, так как мы не думаем про результат».
Митрополит Георгий привел пример оптимизации учебного процесса в рамках проекта «Бережливая школа»: «Урок физики или урок химии – что мы там можем оптимизировать, где потеря времени? А выясняется, что она есть. Например, лабораторное занятие длится 45 минут, однако преподаватель после прихода в класс 10-15 минут раскладывает лабораторное оборудование, и в конце занятия также 10 минут тратится на то, чтобы все унести; итого из 45 минут 20 минут носим приборы туда-сюда, а на учебный процесс остается 25 минут. Мы построили школу, отопили, осветили, оборудование купили, детей пригласили, специалистов подготовили. А они ходят туда-сюда, и дети не учатся. А оказывается, нужно подготовить удобные стеллажи и не вручную носить приборы, а с тележкой объехать всех в классе, привлечь к этому школьников. И получается, чтобы разложить оборудование, нужно полторы-две минуты и столько же, чтобы его собрать со столов – вот вам плюс 15-17 минут практической деятельности на уроке. Простая схема, но по какой-то причине мы в школе этого не видели. Или, допустим, чтобы сделать объявление, мы ходим по аудиториям. А сделаете радиоточку – совершенно другое время понадобится. Или очереди в библиотеке из-за того, что неправильно заявки принимаем… То же самое в организации питания детей и других процессах. Грамотная организация процесса высвобождает все это время на творчество». Для оптимизации важен анализ среды, причем надо описывать процесс, искать, не кто виноват, а в чем проблема, упомянул владыка Георгий.
Он акцентировал внимание на том, что прививать бережливое сознание нужно уже в детские годы: «Бережливому отношению мы должны обучать со школы, ведь культура бережливости важна не только на производстве – она охватывает все сферы нашего обитания. Это философия жизни». Причем если детей научить правильно обустраивать свой учебный стол, показав, где как книги, ручки, тетради разложить, какие полочки поставить, на следующем этапе дети уже самостоятельно начинают наводить порядок у себя дома.
Ссылаясь на знаменитые слова премудрого Соломона, архипастырь указал на то, что бережливость должна относиться, прежде всего, к затрачиваемому человеком времени: «Самое главное, чтобы в нашей жизни было меньше суеты. Это касается профессионализма, усердия, способности увидеть, где у нас неэффективная потеря времени. Если мы сможем привить эту культуру, то перестанем тратить время впустую».
Иерарх также напомнил о том, как важно правильно доносить значимость прикладной бережливости и бережливого сознания до людей. И главным тут может быть живой пример: «Когда человек увидит, что у соседа совершенно по-другому дело ладится по программе бережливости, его не надо будет агитировать ни за что, он уже сам все поймет – только бы было где получить помощь в этом вопросе».