7 сентября состоялся очередной музейный десант программы «Семейные АзБуки» Тольяттинского краеведческого музея в Воскресную школу Казанского храма Тольятти. Тема мастерской – материальное и нематериальное наследие предков (живших в советский и дореволюционный периоды) и его обнаружение в семьях 21 века.
Учитывая, что страна дважды отрекалась от прошлого и обесценивала его (в 1917 и в 1991 гг. – сначала досоветское, потом советское, в преддверии построения «нового» мира), в семьях информация о предках довольно скудна. В среднем, известны 3-5 поколений, сведения о судьбах родственников довольно фрагментарны. Хорошо, если удается восстановить ФИО, даты жизни, род занятий, количество детей, иногда – особое достижение, обычно связанное с ратным подвигом (как советских мужчин, так и советских женщин). Очень немногие застали в живых родственников, рожденных в начале 20 века, но именно благодаря им в семьях собраны сведения за весь 20 век (дореволюционная традиция патриархального общества, для членов которого «быть без роду, без племени» считалось исключительным опытом, связанным с особыми обстоятельствами жизни, а вовсе не правилом).
Из материального наследия предков в современных тольяттинских семьях остались: часы (их много – с боем, с заводом, именных наручных), награды ВОВ, документы, фотографии (часто без подписей; было недосуг расспрашивать живых родных, а потом и некого – работа, учеба, работа, учеба, как и «завещал великий Ленин»). Все это, как правило, советского периода (если уж в ссылку отправляли за портрет царя в первые годы советской власти, то, понятно, многие для сохранения членов семьи избавлялись от опасного «наследства»; в автобиографиях и анкетах на протяжении нескольких поколений выявлялась сословная принадлежность предков и преданность советским идеалам).
Вопрос «Какое нематериальное наследство есть в нынешних семьях (в т.ч. дореволюционного периода)?» – поставил собравшихся в тупик. Оказывается, имя. Большинство из современных людей названы … именами христианских святых. Учитывая, что Россия до революции 1917 г. (с 988 г.) – христианская страна, то традиция именовать по святцам в народе укоренилась; в советское время благодаря семейной традиции именовали в честь «дедов» и «бабок», сохранив, таким образом, культурный код досоветских предков. Однако, распространена и другая традиция – советская - именовать новорожденных в честь вождей и героев революции, а также достижений советской власти (Владлен (Владимир Ильич Ленин), Элина (Электрификация + Индустриализация). Традиция давать новорожденным заморские благозвучные имена, не связанные с ценностями поколений предков (и предками как ценностью), также относится к советскому периоду, беззаветно устремленного в будущее. Кроме имен, к нематериальному наследию относятся пословицы и поговорки, распространенные в семье как ценности предков, регуляторы поведения, трансляторы установок. Некоторым пословицам в ходе занятия вернули первоначальный смысл, купированный в советское время из идеологических соображений: «Не все коту масленица (Будет и Великий Пост)», «Что не делается – все к лучшему (Что Бог не делает – все к лучшему)».
Кроме психологического и исторического анализа наследия предков, отдельный блок мастерской был посвящен прояснению значения традиционных христианских обрядов, известных нашим дореволюционным (и, отчасти, советским) предкам, таким, как, например, венчание. Царские венцы на головах брачующихся свидетельствуют о большом уважении церкви к браку (муж для жены – Христос, а жена – церковь). А еще венец – символ страданий, которые преодолевает семья, осуществляя любовь на земле, в личном опыте; причем, он естественно транслируется поколениям, его наблюдающим у отца и матери. Читали оригинальные библейские тексты: муж жену любит, потому что она его тело. В этой части у собравшихся тольяттинских семей вопросов не было, только недоумение (зачем советской власти необходимо было разрушать это знание) и благодарность (что оно, тем не менее, сохранено – бери и делай …).
Участники получили домашнее задание: отделить советскую традицию от дореволюционной патриархальной в собственной семье, на семейном совете. Для этого необходимо ответить (по специально разработанной схеме) на ряд вопросов: кто, все-таки, глава в их семье – муж или равенство; дети слушают родителей или у них толерантность, как у Павлика Морозова (и еще около 5 вопросов про ролевые позиции, ролевое и гендерное смешение и семейные ценности – советского и досоветского предков).
Был в группе вопрос, который пока не нашел ответа: если я ношу имя христианского святого (а все они, как правило, мученики, то есть, умерли мученической смертью – от рук людей), то как же они являются небесными покровителями людей… И неужели это обязательно - мученичество, при осуществлении любви.
Проект «Семейные АзБуки» осуществляется при поддержке Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива 2017-2018». Ассоциация психотерапевтов и психологов Тольятти – стратегический партнер проекта. Проект восстанавливает образ предка как значимый для современной семьи и подростка, запуская процесс ценностного и культурного обмена через исторический документ, историческую реконструкцию, психологический анализ. Предок рассматривается через призму «Национальной/локальной истории», «Семейной истории» и «Универсальной истории» - в их взаимосвязи.
Продолжение следует.
Отдел по связям с общественностью ТКМ, (8482) 48-55-63