Корни ищут при разных обстоятельствах. Когда рождается сын - кидаются собирать историю рода (ездят по деревням, селам, копаются в архивах, рисуют деревья, идут к родологам (а родологи и говорят: мы вылечим ваши родовые программы).
Когда город построен в СССР (для обеспечения производства) и теги "дважды рожденный", "сыны предприятия", "родные станки" морально устарели, производственники кидаются укореняться на природу - едут в национальный парк, заповедник (а работники заповедника и говорят: езжайте домой). Еще: когда менеджер устал творить инновацию и хочет знать, где корень зла. Еще: когда взрослеющий ребенок идет в мир и ищет опору - не то камень, не то корень - что-то, за что можно зацепиться, на что опереться, дабы не быть унесенным ветром. Все эти поиски корня для сознания современного человека малозаметны и, большей частью, бессознательны. Но: раз они есть, то и корень есть. Ибо нельзя искать то, чего нет. Или не было.
Зачем
В постмодернизме (где любовь к пирожкам в общем ценностном поле ничуть не хуже любви к богу) корень может быть каким захочешь. Ты можешь (попробовать) укорениться в самовольно выбранную для самого себя наивысшую ценность - в пирожки, в дело, в женщину, в мужчину, в ребенка, в какую-нибудь увлекательную зависимость. И сам и отвечай, что выбрал за корень. Ибо жизнь покажет.
Почему за корень ответить придется
Возможность сосуществования в постмодернизме пирожка и бога как различных наивысших ценностей, доступных людям, не значит, что бога нет. Это означает только, что на вершину своей иерархии ценностей ты волен поместить Бога, или пирожок. Или: ничто. Или: власть. И это все сосуществует. Сия вольность произошла не вдруг. Вдруг бывает, когда махровый атеист заявляет: "Да я верю в бога, просто мой бог - Ленин". Фромм это называет базовой потребностью человека в идеале. Опасность помещения в зону идеала лжеидеала (это тоже термин Фромма) - ничто, пирожка, власти и другого атрибута потребления - чревато духовной деградацией, саморазрушением. А больше ничем. Психологическим языком выражаясь, возникает искажение эмоциональной, когнитивный и поведенческой сфер личности. Если назвать лжеидеал своим именем (а не как-нибудь парадно), рухнет вся построенная на нем система жизнедеятельности. Это будет крах представлений, целей, средств, привычных моделей поведения - всего лжеидеального бытия. Это хорошо или плохо? Хорошо. Ибо означает приход к смыслу. Ничего настанет? Свято место пусто не бывает.
Про подростков
В постмодернизме предка и истории нет. Точнее, ни то, ни другое не является ценностью. Подросток, идущий сегодня в мир, имеет унаследованную привычку обесценивания того и другого. Ни советского, ни досоветского предка он не различает (таких категорий не существует в его восприятии). Ответить на вопрос по предмету истории он может в логике курса преподавания предмета, либо в логике тестовых вопросов ЕГЭ. Связать историю страны с предками из своей семьи (даже если известны даты их жизни) для подростка не представляется возможным. Его прапрадедом является участник Великой Отечественной войны (и это уже - запредельная давность!), а победа в ВОВ - единственное достижение страны. Никаких других ценных предков (как и хода истории) в сознании подрастающих детей, идущих сегодня в мир, больше нет. До свидания. предки! Ибо ваша история - не наша.
Здравствуй, советский предок
"Прощай!", - сказал "новый мир" "старому" после революции (1917-ого). Авангард (по-нашему - проект, инновация, передний край революционных активистов) очистил прошлое, обесценив его, и устремился в светлое будущее со счастьем для всех. Как устремился? Через - революционную борьбу, героическое преодоление себя самого, до последней капли крови (дословно - жизни). И суть вопроса не в том, что Ленин и Сталин отличны - важно, что весь советский мир по своей природе и происхождению авангарден, потому что атеистичен. В нем потребление человеком человека ничем не сдерживается, так как высшая ценность ограничена человеком. И так во времени случилось, что потомки первых советских людей, живущие сейчас все так же самозабвенно отрекаются от прошлого. Они не помнят больше двух-трех поколений собственной семьи. Ибо незачем. Светлое будущее - авангардно-революционное, или героическое, или космическое - ждет и их. В психологии наследование поведенческих программ (а отречение от прошлого и от предка как ценности - это программа советского периода) воспроизводится в потомках и, более того, сегодня является нормой - пусть и статистической.
А корень где?
А корень в - отреченном. В отринутом. В психологии есть закон: предка надо принять и поблагодарить, за жизнь. За какую? За твою. Советского, советского, советского, советского, советского, советского - а потом досоветского (а он - своих предков... знал). А как же принять и поблагодарить, кого не знаешь? Хм. А вот. А зачем? А иначе корня не будет. Ни предка, ни истории, ни семьи: лети в инновационное космическое, героическое (до самоотречения!) будущее. Исчезни: без следа.
По-тихому
Когда блудный сын, отрекшийся от отца, промотав наследство и накушавшись от свиного корыта, вернулся в отчий дом... (Когда?), чтобы попроситься в работники (меркантильный интерес в полном отчаянии) - никто об этом (из посторонних) не знал. Ибо процесс этот тихий и малозаметный, в буднях занятых делами людей. Кроме того, он почти бессознательный (человека без сознания). Но осознание, которое наступает у сына при встрече с отцом мимо сознания пройти не может. Ибо оно вневременно - вечно! Корень? После отречения? Да как же?
А как же рассказать теперь про проект, если статья написана?
В общем-то, статья - плод проекта Тольяттинского краеведческого музея "Музейные АзБуки" (победителя Международного открытого грантового конкурса "Православная инициатива 2018-2019"), реализуемого при участии Храма в честь иконы Казанской Божией Матери Тольятти, Ассоциация психотерапевтов и психологов Тольятти, образовательных учреждений. Проект нацелен на восстановление нарушенной в СССР связи поколений, формирование образа предка как ценности (субъекта национальной/локальной, семейной и универсальной историй; носителя морально-нравственных выборов). В проекте при участии музейщиков, психологов, священника создается программа дополнительного образования (34 часа) - на основе редких документов музея и семейного архива горожан. Она апробируется на разных площадках, рецензируется и транслируется на регион в 100 учреждений (школы, колледжи, ВУЗы, музеи, библиотеки, церковно-приходские школы, центры социальной помощи семье и детям). Занятия проходят в виде настольных и ролевых игр, тренингов, бесед, дискуссий. Подростки работают и с семейными историями и документами. Ничего там особенного не происходит: они впервые узнают о поколениях предков, о происхождении своего имени, о семейных историях; связывают предка семьи и историю страны воедино; узнают, что предки жили до революции, моделируют их картину мира, ценности (отличие ценностей патриархальной и советской семьи; изменение ролей мужчины, женщины и ребенка в СССР (тотальная героизация повседневности); обнаруживают в своей семье наследие патриархальной семьи и советской, проводят ревизию ценностей для своей будущей семьи. Еще они учатся "открывать" подлинный документ эпохи на игровой карточке (ведь, сегодня никто не знает, что женщины боялись отдавать своих детей в первые ясли и детские сады: ходили слухи, что детей отберут и увезут навсегда; для них организовывались экскурсии - показывали чистые кроватки в доме раскулаченного мужика, бабу - воспитательницу; или что неграмотные бабы вели своего сына-подростка, который освоил грамоту, фотографироваться с книжкой). А еще, закрыв глаза, современный подросток представляет за своей спиной маму и папу, бабушку и дедушку, пра- и прапрародителей - огромный поток близких существ, смотрящих на него. С надеждой? Не. С теплотой. Как это, их нет? Это в СССР "без документа ты не человек", а, вообще, блудный сын без документов к отцу пришел. Ни одного документа у него не было! Ничего!
Приложение (1 час практики "укоренения" из 34-часовой программы "Семейные АзБуки") для читателей "Свежей газеты КУЛЬТУРА":
Таблица накопленных в поколениях и моих выборов
(подчеркни характеристики, которые узнаёшь в своей семье; потом отметь галочками те, которые возьмешь в свое будущее)
"НАСЛЕДИЕ" ПАТРИАРХАЛЬНОЙ СЕМЬИ (досоветского предка - до революции 1917 г.) |
"НАСЛЕДИЕ" СОВЕТСКОЙ СЕМЬИ (советского предка - после революции 1917 г.) |
МУЖ |
|
ГЛАВА СЕМЬИ (принимает важные для семьи решения и отвечает за них, обеспечивает семью) ЕГО ЖЕНА ДОЛЖНА ВО ВСЕМ СЛУШАТЬСЯ МУЖА, ОНА - МАТЬ ЕГО ДЕТЕЙ, ОТВЕЧАЕТ ЗА БЫТ ЕГО СЧАСТЬЕ - В ДОБРОЙ ЖЕНЕ, ДЕТЯХ, СЕМЬЕ ЧТИТ РОДИТЕЛЕЙ, ПРЕДКОВ, СЕМЕЙНУЮ ТРАДИЦИЮ В ЕГО СЕМЬЕ МНОГО ДЕТЕЙ () ДЕТИ ВОСПИТЫВАЮТСЯ В СТРОГОСТИ, ПОЧИТАНИИ РОДИТЕЛЛЕЙ ДОМ - РОДОВОЕ ГНЕЗДО УВАЖАЕТ СТАРШИЕ ПОКОЛЕНИЯ, ЗАБОТИТСЯ О СТАРИКАХ, ОБЕСПЕЧИВАЕТ ИХ ЗА СВОЮ СЕМЬЮ ОТВЕЧАЕТ ПЕРЕД БОГОМ |
ГЕРОЙ (РЕВОЛЮЦИИ, ВОЙНЫ, ТРУДА) ЖЕНА - ЕГО РАВНОПРАВНЫЙ ТОВАРИЩ (она может принимать важные для семьи решения, обеспечивать семью, быть активной в общественной жизни) ЕГО СЧАСТЬЕ - В СЛУЖЕНИИ ПРОИЗВОДСТВУ/ НАРОДУ УДАРНИК РАБОТА ДЛЯ НЕГО - 2-ОЙ ДОМ ИДЕАЛИСТ (СВОБОДА, РАВЕНСТВО, БРАТСТВО ВОЗМОЖНЫ) ВОЖДЬ, ПАРТИЯ - ПУТЕВОДНАЯ ЗВЕЗДА В ЖИЗНИ В ЕГО СЕМЬЕ МАЛО ДЕТЕЙ (1 - 3) ЕГО ДЕТИ ВОСПИТЫВАЮТСЯ В ДЕТСКОМ САДУ И ПОТОМ В ДРУГИХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТАХ О СТАРИКАХ ДОЛЖНО ЗАБОТИТЬСЯ ГОСУДАРСТВО (пенсия) |
ЖЕНА |
|
|
|
РЕБЕНОК |
|
ЧТИТ РОДИТЕЛЕЙ, ВО ВСЕМ ИХ СЛУШАЕТСЯ: РОДИТЕЛИ - НЕПРЕРЕКАЕМЫЙ АВТОРИТЕТ ВОСПИТАН В СТРОГОСТИ, ЗНАЕТ СВОИ ОБЯЗАННОСТИ В СЕМЬЕ ИМЕЕТ МНОГО БРАТЬЕВ СЕСТЕР, ЗАБОТИТСЯ О МЛАДШИХ МНОГО ТРУДИТСЯ ДЛЯ СЕМЬИ, ПОМОГАЕТ СТАРШИМ ПОДДЕРЖИВАЕТ КРЕПКИЕ СВЯЗИ С РАЗНЫМИ ПОКОЛЕНИЯМИ СЕМЬИ, УВАЖАЕТ СТАРИКОВ СЕМЬЯ - ГЛАВНАЯ ОПОРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА, ЧЕЛОВЕК - ДЛЯ СЕМЬИ ДОМ - РОДОВОЕ ГНЕЗДО МУЖЧИНА - ГЛАВА СЕМЬИ, "ДОБЫТЧИК", ХОЗЯИН ЖЕНЩИНА - МАТЬ, ХРАНИТЕЛЬНИЦА ДОМАШНЕГО ОЧАГА МУЖ ОТВЕЧАЕТ ЗА СЕМЬЮ ПЕРЕД БОГОМ |
|
ЧТО Я УНАСЛЕДОВАЛ ОТ ПРЕДКОВ (из патриархальной семьи и из советской семьи) |
|
ЧТО ИЗ "НАСЛЕДСТВА" ПРЕДКОВ Я ВОЗЬМУ В СВОЮ БУДУЩУЮ СЕМЬЮ |
|
Примечание
При презентации проекта "Семейные АзБуки" на круглом столе "Белые пятна локальной истории" в рамках регионального фестиваля "АрхивFEST", организованном Управлением по делам архивов администрации Тольятти и Тольяттинским краеведческом музеем, философы кафедры истории и философии местного ВУЗа разглядели в проекте одну из современных философских концепций. Согласно ей, утраченные белые пятна истории (когда город исчез, документов нет, истории нет) восполнимы - через связь с предком, с человеком эпохи, воссозданным его образом. Для психики на эмоциональном уровне символический объект сродни реальному. Так что. в постмодернизме хорошо: корень можно выбирать. Особенно, если знать его свойства.
Любовь Черняева,
старший научный сотрудник Тольяттинского краеведческого музея,
клинический психолог,
член Ассоциации психотерапевтов и психологов Тольятти