Вот и подошли к концу тренинговые занятия для родителей в рамках социального проекта «Ключ». В компьютерном тестировании и восьми групповых встречах приняли участие 19 мирянок. Всех их привела в этот проект любовь к своему ребенку и желание сохранить с ним теплые, доверительные отношения во время переходного возраста. Пожалуй, такого рода работа с родителями проводилась в Мирном впервые. И все – благодаря проекту «Ключ»!
Авторская программа специалистов Плесецкого социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Людмилы Тухбатулиной и Светланы Вронской «Навстречу друг другу», по которой они работали с мамами, основана на технологии «Позитивное родительство». Работа Людмилы и Светланы, а также помогавшей им Елены Базановой, была направлена, прежде всего, на формирование и развитие личностной зрелости родителей, обогащение их эмоционального опыта, формирование критического отношения к стереотипам воспитания и навыков бесконфликтного общения со своими детьми.
Хотя целевая аудитория программы «Навстречу друг другу» — родители подростков, среди мам-участниц было немало и тех, у кого дети еще не достигли классического «трудного» возраста, однако с ними уже бывает непросто находить общий язык. Психологи говорят, что переходный возраст «помолодел», а мамы рады, что оказались в нужное время в нужном месте. Подготовившись к «пуберату» заранее, они надеются не допустить многих родительских ошибок и пережить этот сложный период с наименьшими потерями для семьи.
Впрочем, и те, у кого сейчас самая «жаркая пора» в отношениях с взрослеющим ребенком, не опоздали. В проект «Ключ» привело их желание изменить существующее положение вещей – и это, по словам педагога-психолога Людмилы Тухбатулиной, уже половина успеха. «К сожалению, к нам в центр часто обращаются родители с установкой – избавиться от ребенка на время. Им кажется, что если их «трудный» подросток окажется без родителей, в «казенном» учреждении, то он испугается и сразу станет хорошим…», — поделилась Людмила Владимировна.
Действительно, многие родители от бессилия пугают детей, с которыми якобы не могут справиться, фразами, типа: «Я от тебя откажусь!», «Поедешь в детдом!» Очень хочется надеяться, что участницы проекта никогда не будут бросаться в своих сыновей и дочек такими страшными словами. Ведь на протяжении двух месяцев их учили другим способам взаимодействия с детьми, а главное, прививали желание искать эти другие способы, а не спихивать свои внутрисемейные проблемы на кого-то другого – педагогов, психологов, медиков.
Во время занятий мамы практиковались в интуитивном рисовании (один из методов арт-терапии), получали новые знания о воспитании, дискутировали, выполняли психологические упражнения, делились собственным опытом, чувствами, мыслями, успехами и неудачами. А домой с занятий уходили вдохновленные, чтобы начать сложнейшую работу — работу над собой. Ведь только тот, кто готов меняться сам, способен поменять свои взаимоотношения с близкими. Как важно установить (или восстановить) эмоционально-доверительные отношения со своим ребенком, научиться не приказывать, поучать и угрожать, а сотрудничать с ним! Часто мы не замечаем, как обижаем своих детей, обзываем их, а ведь у них, как у любого человека, тоже есть чувство собственного достоинства, которое особенно обострено в переходный период.
Полезно для участниц групп было вернуться благодаря психологическим тактикам в свое детство и ощутить себя беззащитным обиженным ребенком. Откровением для некоторых стала «картина» собственной перегруженности обязанностями по отношению к ребенку, которая мешает воспитанию у него чувства ответственности, не позволяет видеть перспектив. Тяжело давались попытки общения с окружающими в технике активного слушания (в противовес стремлению во что бы то ни стало, не жалея связок и выражений, донести свою точку зрения). Непросто было перестраивать «ты-сообщения», которыми мы все привыкли общаться (и не только с детьми) в сообщения, начинающиеся со слова «я», «мне». Это серьезная, тяжкая работа, но зато какие прекрасные она сулит плоды!
Особенно интересной и запоминающейся для участниц проекта оказалась методика «ДОМ», с помощью которой ведущие объективно показали мамам их бреши в отношениях с детьми. Это занятие вызвало целую гамму эмоций: от смятения и тревоги до искренней радости, что не все так плохо. Вот какой отклик отставила одна из мам, прошедших тренинг: «Методика ДОМ меня очень заинтересовала. Попросила своих членов семьи принять участие. При сравнении рисунков стало понятно, к чему надо больше стремиться родителям. А домик ребенка оказался практически идеальным. Мы очень обрадовались этому рисунку, нам было весело. Затем мы приняли решение помогать друг другу, чтобы все наши домики стали крепкими и красивыми. Большое всем спасибо».
Серьезный разговор состоялся на одном из последних занятий курса. Говорили о конфликтах в семье и о суицидальном поведении, к которому склонны подростки. Некоторые участницы знают об этом не понаслышке, у других эта тема вызывает сильный страх. Чтобы беда миновала семью, Людмила Тухбатулина призывает всех родителей:
— РАЗГОВАРИВАЙТЕ с детьми! Не ограничивайтесь дежурной фразой «Как дела в школе», на которую в 99 % случаев вы услышите дежурное «Нормально». Спрашивайте о чувствах, просите поделиться мыслями, благодарите за доверие, а иногда просто будьте рядом. Как СВОЯ пристань, в которую можно вернуться после любой бури. Ребенок должен это знать – что есть место, где его ЛЮБЯТ. Любого. И это место – СЕМЬЯ.
P.S. Благодаря гранту конкурса "Православная инициатива" в рамках проекта «Ключ» психологическая служба Плесецкого реабилитационного центра получила возможность закупить и начать использовать в работе ноутбук с программами, с помощью которых можно проводить диагностику родителей и детей.
Справка
Проект "Ключ" направлен на повышение уровня родительской культуры в семьях, испытывающих проблемы в детско – родительских отношениях, проблемы в воспитании детей подросткового возраста. Проект предусматривает комплекс мероприятий для участников разных возрастных категорий. Для родителей планируется работа с психологами (10 занятий с диагностикой, консультированием, играми, беседами, анализом); беседы со священником по вопросам воспитания детей; - вовлечение в работу над театральной постановкой. Для подростков будут организованы тренинги личностного роста, профессионального самоопределения; киноклуб; общегородской литературный конкурс; театральные занятия; мастер-классы по шитью народной куклы, вязанию.
http://mirnyi.prihod.ru/2017/11/29/podobrat-klyuchik-k-trudnomu-vozrastu/#more-15294