О том, почему принятые изменения представляют собой не наложение запретов на просветительство, но расширение возможностей тех, кто занимается этой деятельностью, рассказала Л.Н. Глебова.
Одобренные 31 марта 2021 года Советом Федерации России изменения в закон «Об образовании» коснутся многих некоммерческих организаций, занимающихся вопросами просвещения, ведь этим решением впервые в российское законодательство вводится понятие «просветительская деятельность». Контролировать такую деятельность, согласно закону, будет государство, она не должна использоваться для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни.
О том, почему принятые изменения представляют собой не наложение запретов на просветительство, но расширение возможностей тех, кто занимается этой деятельностью, рассказала в интервью каналу «Вместе.рф» первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, исполнительный директор Координационного комитета по поддержке социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви Л.Н. Глебова.
По ее мнению, введение в закон понятия «просветительская деятельность» является исторической вехой.
Любовь Николаевна рассказала о выводах, к которым удалось прийти в ходе трехмесячной дискуссии относительно данного изменения в законодательстве: «Первое – безусловно, введение понятия о просветительской деятельности в закон – это правильные действия; второе –необходимо сформировать ограничения, которые связаны с реализацией данной деятельности, эти ограничения всем понятны, никто против них не возражает и не спорит. Третье – в законе есть механизмы, которые позволяют образовательным организациям строить свою просветительскую деятельность в международном контексте».
Л.Н. Глебова констатировала, что люди не против того, чтобы просветительская деятельность осуществлялась в рамках определенных правил, однако немалые дискуссии вызвал вопрос о том, насколько при разработке соответствующих механизмов и регламентов правительством будут учитываться возникающие опасения, ожидания, нарекания. Сенатор рассказала, что планируется сформировать рабочую группу, которая на площадке Совета Федерации будет вести обсуждение проектов тех нормативно-правовых актов, которые необходимы для реализации принятого закона.
Как отметила сенатор, принятие данных изменений в Закон об образовании можно рассматривать в качестве первого шага в деле разработки отдельного Закона о просветительской деятельности. «Самое главное, концептуально мы определились: просветительская деятельность – это деятельность вне рамок образовательных программ. И в этой деятельности могут быть разные участники», – констатировала Любовь Николаевна.
Что же касается звучащих порой в общественных дискуссиях заявлений, будто принятый закон налагает запрет на просветительскую деятельность, Л.Н. Глебова подчеркнула: слова «запрет» в законе нет, о запретах пошла речь в ходе общественных обсуждений, так как ряд их участников «отождествляют понятие регламентации деятельности с запретами на деятельность». При этом сенатор подчеркнула, что регламентация, то есть правила, в соответствии с которыми должна протекать деятельность, носит и ограничительный, и разрешительный характер.
Любовь Николаевна указала на то, что закон вовсе не ограничивает право человека высказывать свое мнение (исключением является запрет на использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни).
«Этот закон имеет в своей основе, скорее, расширительные основания. Я называю его законом возможностей, а не ограничений, – подчеркнула Любовь Глебова. – Потому что после того, как мы ввели понятие "просветительская деятельность", становится понятно, что она отличается от деятельности образовательной, в рамках которой требуется выполнять очень строгие правила: это должны быть люди со специальным образованием, необходимо соблюдать лицензионные требования, вести контроль качества. Просветительская деятельность в этом смысле проще. И именно в нормативно-правовом формате мы должны определить правила: кто в ней участвует, каким образом эта деятельность происходит в образовательных организациях, как она происходит у частных лиц. Именно поэтому я бы сказала, что это закон возможностей».