В конференц-зале Храме Христа Спасителя прошла дискуссия «Бережливое сознание как инструмент формирования личности».
Дискуссия «Бережливое сознание как инструмент формирования личности» состоялась 26 января 2023 года в рамках организованной Фондом поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество» секции XXXI Международных Рождественских образовательных чтений.
Модератором первой части обсуждения, посвященной теме «Бережливое сознание как инструмент духовно-нравственного развития», выступила руководитель аппарата Исполнительной дирекции Координационного комитета по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви Лариса Даль.
Культуре бережливости уделяется особое место в грантовых конкурсах «Православная инициатива» и «Бережливая инициатива». Лариса Даль упомянула проекты фонда «Соработничество», которые напрямую или опосредованно направлены на формирование бережливого сознания, подчеркнув: «"Православная инициатива" всегда реагировала на вызовы и запросы, которые возникали в обществе. Например, появились проекты, направленные на поддержку коренных народов Севера, малых городов и сел. Мы рады, когда участники этих проектов становятся победителями больших государственных конкурсов и конкурсов донорских организаций. Когда в фонде "Соработничество" появилась программа "Бережливая инициатива", мы понимали, что если будет сформирована бережливая личность, то и в производстве будут использоваться принципы бережливости – это всё находится в одном ракурсе. Мы должны формировать и развивать личность, воспитывать на наших традиционных идеалах и ценностях. Семьдесят пять процентов проектов "Православной инициативы" посвящены бережливости, большая часть из них связаны с экологией. Причем экология понимается в более широком смысле – в проектах она развивается глубже и шире».
В продолжение дискуссии выступила Елена Родионова, председатель комиссии Общественной палаты Российской федерации по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию, директор Агентства социальных технологий и коммуникаций, член Координационного совета Российского движения школьников. Говоря о роли и месте бережливого сознания в воспитании патриотизма, она подчеркнула: «Главная ценность – человек, его значимое созидание на благо себя и своей страны». По мнению Елены Родионовой, гражданские навыки стали частью профессиональных компетенций: «Говоря о бережном отношении к жизни, к производству, к личности, к стране, мы понимаем, что оно немыслимо без гражданских компетенций, а это знания, уважение и, самое главное, продвижение правильных ценностей». Она предложила на площадке Общественной палаты Российской Федерации поднять тему бережливого сознания с точки зрения продвижения верных ценностей и смыслов и того, что можно сделать в сфере воспитания.
Советник президента «Русатом – Международная Сеть» Ольга Калинкина указала на то, что культура бережливости в российском пространстве не является чем-то новым и для России экологическая тематика – важная составляющая общественной повестки и социальных проектов, в том числе и потому что русский человек имеет очень прочную связь с окружающей средой. «Бережливая личность – это формирование внутренней культуры, когда порядок действий является нормой, – констатировала спикер. – Развивая бережливое сознание, мы способствуем проявлению гражданской активности, созиданию и служению ближнему». По ее мнению, поддержка бережливых проектов обеспечивает верное понимание глобальных целей устойчивого развития с сохранением национальной идентичности.
Завершил первую часть дискуссии руководитель Департамента государственного консалтинга, директор «Института прикладных политических исследованй» Григорий Добромелов. Он предложил свой взгляд на бережливое сознание как часть культурного кода, поделился размышлениями о том, какие стратегические задачи в этой сфере требуется поставить, какие практические шаги можно предпринять уже сейчас. Говоря о внедрении бережливого сознания в жизнь общества и государства, докладчик подчеркнул, что эта тенденция должна от макроуровня идти ниже – к общественным инициативам: «Должны быть предпосылки к формированию бережливого сознания у людей. Мы понимаем по данным социологии, что предпосылки такие есть, что люди готовы этому открыться. Второй шаг – мы должны понимать, что государство видит эту проблему. И оно видит: те шаги, которые предпринимаются в последние годы, показывают, что это важные для государства вещи. Дальше важно, чтобы инициативу подхватили на местах, чтобы в нее включились регионы, муниципалитеты, некоммерческие организации. Это должны быть не государственно-общественные, а общественно-государственные инициативы. После того, как государство некую тенденцию заложило, общество должно ее подхватить».
Вторую часть дискуссии, темой которой стало формирование бережливого сознания в системе образования, модерировала Ольга Бараева, руководитель проектов и программ Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского, советник главы Нижегородской митрополии. Она также выступила с докладом о переходе от научной организации педагогического труда к бережливым технологиям в сфере образования.
Министр образования Нижегородской области, заместитель председателя координационного совета по реализации программы «Модернизация школьных систем образования» Ольга Петрова подчеркнула, что бережливые подходы при реализации различных проектов и начинаний также стимулируют эффективность выполнения задач, активность участников и исполнителей, их заинтересованность. Таким образом, бережливое сознание «формирует фундамент для всех остальных подходов к деятельности». Приводя пример практического применения данных подходов, она рассказала: «Мы в прошлом году отработали проект бережливого устройства в детский сад: взяли порядка десяти садиков и выстроили правильный маршрут, который вместо полутора часов занял 30 минут. Это выгодно для всех – и для детского сада, и для родителей».
Опытом внедрения бережливых технологий в разных сферах городской жизни поделился Александр Щелоков, мэр города Арзамаса. Проект «Бережливый муниципалитет» реализуется в этом городе с начала 2019 года.
Директор Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского, доктор педагогических наук, профессор Тамара Щелина указала на то, что бережливое сознание должно стать одной из важных компетенций педагога. При этом принципы бережливости должны распространяться не только на организацию учебного процесса: педагог, обладающий бережливым сознанием, – «это человек, который более внимателен к наличию всех видов потерь, в том числе неоправданных затрат времени, энергии, ресурсов». Основное средство рабочей деятельности педагога – его собственная личность, поскольку личность воспитывается личностью. И в этой связи бережное отношение к собственной личности – тоже один из краеугольных камней бережливого сознания педагога. «Необходим профессионал нового типа, который бы не только ориентировался в быстро меняющихся условиях цифровизации, что очень актуально сегодня, но и умел самостоятельно, критически и креативно мыслить, управлять собой, обладать бережливым сознанием и навыками бережливого мышления. Эти навыки, наряду с когнитивными и цифровыми, входят в перечень важнейших в "Атласе новых профессий" Агентства стратегических инициатив», – отметила Тамара Щелина.
Контент-менеджер отдела развития корпоративной культуры Корпоративного университета Правительства Нижегородской области Павел Огурцов предложил слушателям исторический экскурс, продемонстрировав, как бережливые подходы применялись в нашей стране в XX веке и какие плоды приносили.О том, как бережливое сознание может стать основой воспитания и ранней профориентации учащихся, рассказал на основе собственного опыта директор средней школы № 58 (г.Арзамас) Сергей Краснов. Он имеет богатый опыт внедрения бережливых технологий в образовательный процесс. С 2020 года в возглавляемой им школе реализовано пятнадцать бережливых проектов, четыре из которых стали победителями грантовых конкурсов «Серафимовская школа служения» и «Бережливая инициатива». В рамках внеурочной деятельности для учащихся ведется курс «Бережливый профи», организуются профориентационные инженерные каникулы «Лидеры ПРОдвижения», позволяющие приобщить ребят к культуре бережливого производства, обеспечить им возможность правильно применять бережливые технологии не только в школе, но и дома. «Мы создали модуль профориентации, самоопределения школьника в рамках курса внеурочной деятельности с бережливым профилем. Это курс для учеников 8 класса продолжительностью 34 часа, в рамках которого ребята знакомились с элементами бережливого мышления, с технологиями бережливого производства. Сделали акцент на личностный рост: сначала это бережливый ученик, а в будущем – бережливый мастер, профессионал», – подчеркнул Сергей Краснов.
В завершение дискуссии прозвучало выступление кандидата медицинских наук Галины Трофимовой, директора Арзамасского медицинского колледжа. В этом учебном заведении впервые в Нижегородской области была создана экспериментальная площадка по интеграции концепции бережливого производства в учебно-образовательный процесс. Подчеркнув, что обучение бережливым технологиям всегда должно опережать внедрение их в те или иные организации, она подробно рассказала об особенностях учебного процесса в Арзамасском медицинском колледже. «Мы не только трансформируем рабочее пространство – сам человек становится более целеустремленным, более осознанным в трудовой деятельности», – подчеркнула Галина Трофимова, отметив, что перейти к целостному пониманию бережливой личности невозможно без определенных знаний, навыков, философии, формирующей особенности бережливого мышления и предполагающей постоянный личностный рост и совершенствование.