В петербургском Доме журналистов состоялся круглый стол «Место просветительской деятельности в современной образовательной политике России».
11 ноября 2022 года в петербургском Доме журналистов состоялся круглый стол «Место просветительской деятельности в современной образовательной политике России», организаторами которого выступили Российское общество «Знание» и институт проблем образовательной политики «Эврика».
В рамках дискуссии, посвященной методологическим вопросам просветительской деятельности в образовательных учреждениях, член Совета правления Фонда поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество» кандидат социологических наук Евгения Жуковская представила просветительский опыт приходов и воскресных школ Русской Православной Церкви.
Докладчик, в частности, отметила своевременность проведения круглого стола и важность изучения опыта религиозных институтов на ниве просвещения. Актуальность момента подчеркивается недавним Указом Президента Российской Федерации об утверждении «Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» (подписан 9 ноября 2022 года). В документе говорится о том, что «осмысление социальных, культурных, технологических процессов и явлений с опорой на традиционные ценности и накопленный культурно-исторический опыт позволяет народу России своевременно и эффективно реагировать на новые вызовы и угрозы, сохраняя общероссийскую гражданскую идентичность».
Кроме того, в «Основах государственной политики» говорится о важности привлечения «институтов гражданского общества, в том числе религиозных организаций, к участию в реализации государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей».
Евгения Жуковская познакомила собравшихся с системой организации внутри Русской Православной Церкви просветительской работы для людей разного возраста. Принято считать, что воскресные школы ориентированы исключительно на детей. Однако это не так: при храмах открыты подобные учреждения или группы дополнительного образования и для взрослых. Кроме того, большое внимание уделяется родительскому сообществу. Нередко через участие ребенка в культурно-просветительских мероприятиях в изучение основ православной культуры, краеведения, в знакомство с вероучительными дисциплинами, а также военно-патриотическое и экологическое воспитание вовлекаются родители, бабушки и дедушки учеников воскресных школ.
Участники дискуссии узнали о том, что внутри Московского Патриархата существует своя система регистрации воскресных школ, мониторинга их деятельности и оценки результативности. Она распространяется на все епархии на территории Российской Федерации; также имеется взаимодействие с каноническими подразделениями в странах присутствия Русской Церкви (СНГ, ближнее и дальнее зарубежье).
Особое внимание Евгения Жуковская уделила практико-ориентированному подходу в просветительской деятельности воскресных школ. «В теории научить, что такое добродетель, невозможно – нужен личный опыт ребенка, его семьи, наставников. Учебный процесс в воскресной школе эффективен, когда воспитанники и их родители закрепляют пройденный на уроке материал конкретными действиями. Например, о милосердии и сострадании они узнают из общения со сверстниками в социально-медицинских учреждениях, где проходят лечение или живут дети с ограниченными возможностями здоровья, а также при посещении домов для пожилых и немощных людей», – отметила представитель фонда «Соработничество».
Она также рассказала об опыте просветительской работы религиозных институтов среди подрастающего поколения в рамках темы экологии потребления. В частности, через экологические акции для людей разного возраста, а также мастер-классы и обучающие игры по раздельному сбору мусора и рачительному использованию ресурсов дети узнаю́т об опасности загрязнения окружающей среды, в том числе бытовым пластиком, и затем становятся «послами» экологии потребления, способствуют формированию экологической культуры в своей семье и среди друзей. Подобные выводы были сделаны по итогам анализа реализации ряда проектов Международной грантовой программы «Православная инициатива».
На примере деятельности воскресных школ приходов Русской Церкви за пределами Российской Федерации участники мероприятия ознакомились с различными аспектами работы по утверждению в обществе традиционных нравственных ценностей, а также продвижению русского языка и русской культуры за рубежом.
«Приходы за рубежом в течение многих десятилетий становятся центрами притяжения соотечественников и всех, кому интересны русский язык, русская культура и русские традиции. Отмечая их вклад в развитие гуманитарного сотрудничества, Президент России В.В. Путин на Всемирном конгрессе соотечественников в Москве в 2015 году особо подчеркнул, что "все более значимую роль в расширении гуманитарных связей соотечественников с Россией" играют Русская Православная Церковь и другие традиционные религии. Их многоплановый и успешный опыт свидетельствует о наличии потенциала воскресных школ и духовно-просветительских центров в организации дополнительного образования и формирования среди местной общественности за границей приемлемости русских культуры, традиции и языка», – сказала Евгения Жуковская.
Она особо подчеркнула, что в условиях ограничения действий государственных и правительственных институтов на международном уровне на первый план выходят межличностная коммуникация и соработничество общественных институтов, контакты между некоммерческими организациями и побратимские связи между людьми из разных стран. При всей сложности момента именно церковные приходы воспринимаются как дома́ русской культуры, как средоточие России. Их открытость и ориентация на укрепление взаимоотношений с внешним миром становятся той самой «мягкой силой», способной пережить любые времена «культуры отмены» за границей всего русского.
Участники дискуссии обозначили важность включения в проблемное поле мероприятия опыта Русской Православной Церкви. Было внесено предложение о добавлении этого опыта в перечень актуальных и перспективных практик просветительской деятельности в Российской Федерации и за ее пределами.