Двое представителей международной грантовой программы «Православная инициатива» стали участниками онлайн-дискуссии, посвященной теме «Церковь и СМИ: запрос на сотрудничество».
О том, каким может быть соработничество средств массовой информации с епархиями, приходами, церковными организациями различного уровня, рассказала на примере проектов-победителей конкурса «Православная инициатива» А.А. Ларина, исполнительный директор Фонда поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество».
Как отметила Алла Андреевна, изначально предлагаемые на конкурс начинания, имеющие отношение к информационной деятельности, в подавляющем большинстве предполагали просто создание «православной» вкладки в той или иной местной газете, но далеко не всегда подобные проекты можно было признать успешными.
«Сейчас уровень заявок совершенно другой», – подчеркнула она, приведя примеры, как начавшееся с публикаций о православных святынях сотрудничество СМИ и церковных организаций выходило на новый уровень, и проекты помогали формированию сообществ студентов, молодых журналистов, школьников, которые впоследствии инициировали уже собственные интересные начинания. Она также подробно остановилась на том, какие проекты по направлению «Информационная деятельность» предлагают православные приходы, подчеркнув, что хотя их немного в общем потоке заявок, но это очень интересные инициативы, обращенные напрямую к прихожанам и жителям того населенного пункта, где находится приход.
Разнообразию поступающих заявок также способствует то, что «Православная инициатива» – это, пожалуй, единственный в стране грантовый конкурс, который готов поддержать общественно полезные проекты не только НКО, но и муниципальных учреждений культуры и образования, коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей.
Алла Ларина уверена: потребность в сотрудничестве Церкви и СМИ существует. «Это направление надо развивать, надо работать со светскими СМИ, подсказывать, что мы хотим видеть не просто странички с рассказами о православных праздниках или о святых, а серьезные публикации о совместных делах», – подчеркнула она.
В дискуссии, которая прошла в прямом эфире «Дальневосточного МедиаСаммита-2020», также участвовала член правления Фонда поддержки гуманитарных и просветительских инициатив «Соработничество», главный редактор портала «Приходы» Е.Е. Жуковская.
Она назвала нынешнее время в какой-то мере переломным. «С уходом в самоизоляцию мы все ушли в глубокий онлайн, а выходим из нее мы совершенно другими, и это не просто пафосные слова», – отметила Евгения Евгеньевна. Она указала на то, что, с одной стороны, люди устали от огромного массива информации, который обрушивается на них, а с другой – у них появился колоссальный запрос на познание друг друга, на знакомство с внутренним миром человека. «Стало понятно, что мы друг друга не знаем», – констатировала участница дискуссии.
Таким образом, всего за несколько месяцев, прошедших со времени начала пандемии, сильно изменилась оценка ранее сформулированных идей и задач по развитию церковно-светского партнерства в СМИ, подчеркнула Евгения Жуковская, отметив: сейчас возможно зарождение новых отношений Церкви и общества, Церкви и СМИ – отношений, которые будут связаны именно с личными историями.
«У светского журналистского сообщества сейчас огромный запрос на знакомство с человеком, – обратила внимание собеседников Е.Е. Жуковская. – Церковь богата людьми, совершенно нестандартными по светским меркам. Мы совершенно выбиваемся из всего того обилия людей, которые сегодня населяют планету Земля, потому что мы Христовы. И мне кажется, сейчас очень хорошее время для того, чтобы светские СМИ попытались рассказать, что же такое Церковь (а Церковь – это люди), попытаться открыть для своей аудитории этот мир людей и познакомить светских людей с нами».