Своими размышлениями о том, как гражданские инициативы могут влиять на общественные процессы, какие проекты актуальны в арктических и северных территориях России, особое внимание которым уделяется на грантовом конкурсе «Православная инициатива – 2021», поделился Андрей Бертош, директор автономной некоммерческой организации «Арктический просветительский центр».
Размышлениями о том, как гражданские инициативы могут влиять на общественные процессы, какие проекты актуальны в арктических и северных территориях России, особое внимание которым уделяется на грантовом конкурсе «Православная инициатива – 2021», что может сплотить участников проектной деятельности в единое сообщество, и какими качествами должен обладать человек, желающий изменить социальный ландшафт в своей местности, поделился Андрей Александрович Бертош, директор автономной некоммерческой организации «Арктический просветительский центр», руководитель и ответственный координатор ряда проектов, реализованных при поддержке «Православной инициативы».
– Грантовая программа позволяет выявлять, в том числе среди православных верующих, активных людей, которые способны сформулировать и реализовать новую идею. А как собрать этих людей в общую «команду», и нужно ли это?
– Активных людей среди православной общественности, к сожалению, не так много, как хотелось бы, поэтому знакомство их друг с другом и построение горизонтальных связей между ними крайне необходимы. Реализация социально значимых проектов под эгидой Русской Православной Церкви содействует формированию сообществ священнослужителей и мирян, объединенных не только верой, но и совместными конкретными целями. По сути, это настоящее «православное гражданское общество».
Объединение активных граждан возможно благодаря авторитету духовных лиц и лидеров общественного мнения, а также при условии, что реализуемый проект выходит за пределы церковной среды и решает актуальные задачи, стоящие перед социумом. При формировании команды наиболее эффективными подходами, на мой взгляд, являются хорошо известные в Церкви принципы иерархии и соборности.
– Название программы задаёт определённый конфессиональный вектор: Православие. В чем ценность духовно-нравственных традиций в современном обществе?
– В современном обществе ускоренно развиваются цифровизация и роботизация, оно находится в состоянии перехода к постиндустриальному этапу, из-за чего может возникнуть ложное впечатление, что вера в Бога является анахронизмом, устаревшим и неактуальным пережитком прошлого. Но это далеко не так! Наука ответила на многие вопросы окружающего нас мира, однако при попытке ответа на мировоззренческий вопрос «зачем?» люди во все эпохи снова и снова обращались к религии. Человечество имеет в своём распоряжении оружие массового поражения, развитую транспортную инфраструктуру, почти безграничные возможности коммуникаций, фантастические достижения науки и техники, но использовать это всё во благо, а не во вред, можно только обладая чёткой системой ценностей.
Православие было, есть и будет духовным фундаментом русского и многих других коренных народов России, мировоззренческой основой Российской цивилизации. Именно православное христианство сформировало ту морально-нравственную парадигму, которая обычно ассоциируется с лучшими качествами народа России: готовность к самопожертвованию, доброта, щедрость, умение постоять за себя и свои идеалы. В сегодняшних условиях Православие выступает последней линией защиты традиционных духовных ценностей, в широком смысле являющихся фундаментальными основами общечеловеческого бытия. Идентичность русского и многих других народов также, в значительной степени, сохраняется благодаря православной вере.
– Какие особенности отличают «Православную инициативу», на Ваш взгляд, от других грантовых программ, например, тех, что реализует Фонд президентских грантов?
– По моему мнению, основным позитивным отличием «Православной инициативы» от других грантовых программ является демократичность в подходах и оценках. Если организация соответствует требованиям грантодателя, а проект – условиям Конкурса, есть реальный шанс получить финансирование, независимо от имеющегося опыта участия в грантах, масштаба деятельности, местоположения и т.д.
– Какими качествами должен обладать человек, желающий изменить социальный ландшафт или инфраструктуру той или иной местности?
– Для претворения в жизнь изменений человек должен обладать как высокими коммуникативными способностями (я имею в виду умение находить общий язык с различными людьми и группами), так и организаторскими талантами. Большое значение имеет и знание основ делопроизводства – это обязательное качество, так как немало перспективных проектов не состоялись или не были доведены до конца из-за отсутствия навыков работы с документами. Но самое главное, нужно обладать искренностью, ведь фальшь и ложь будут разоблачены людьми очень быстро.
– Известны ли Вам примеры того, как православные гражданские активисты повлияли на тот или иной социальный процесс?
– Такие примеры постоянно встречаются как на общенациональном, так и на местном уровне. Именно благодаря православным активистам в общегосударственной повестке прочно закрепились тенденции защиты традиционных нравственных ценностей, противодействия различным негативным и аморальным явлениям. На локальном уровне достижения не столь известны и масштабны, но не менее значимы. Служение обществу, базирующееся на христианском милосердии, стало одним из основ социальной работы всего т.н. «третьего сектора». По сути, именно в православной среде имеют корни многие современные отечественные традиции добровольчества и благотворительности. В местных сообществах, помимо упомянутого социального служения, православные активисты часто являются инициаторами культурно-просветительских проектов, активно содействуют сохранению и популяризации культурного наследия.
– Интеллектуальная работа требует от человека серьёзных затрат. Не только эмоциональных, но и физических. Все знают, что преодолеть идейный, креативный кризис очень непросто. Что позволяет активным гражданам из года в год генерировать новые и яркие идеи, меняющие жизнь людей к лучшему? Как уберечь себя от попадания в мыслительный тупик и оставаться полезным обществу?
– Представляется, что для сохранения и преумножения креативного потенциала человеку необходимо постоянно расширять свой кругозор, не зацикливаясь на узких темах, при этом осуществлять постоянную «обратную связь» с обществом, стараясь получить максимально объективную оценку своей деятельности, а также отслеживая изменения и новые тенденции. Кроме того, важно пытаться реализовать принцип системности в достижении целей (целей можно достичь разными способами, но эти подходы должны взаимодополнять, а не противоречить друг другу).
Думаю, следование этим принципам препятствует попаданию в мыслительный тупик.
– В чем сила государственно-церковного партнерства в обществе? И сила ли оно для общества в принципе, не слабость ли?
– Сотрудничество государства с Русской Православной Церковью, одним из авторитетнейших социальных институтов России, неизбежно в современных условиях. Такое взаимодействие, безусловно, позитивно, так как позволяет избежать конфронтации и содействует совместному решению общих задач в духовно-нравственном воспитании и социальной политике. Но такое партнёрство должно быть взаимоуважительным, исключать попытки прямого подчинения. Буквальная реализация традиционного исторического принципа «симфонии властей» невозможна в современных условиях, но может выступать в качестве морального ориентира при выстраивании государственно-церковного партнёрства.
– В этом году в рамках конкурса «Православная инициатива» особое внимание уделяется формированию сообществ активных граждан через совместные проекты в арктических и северных территориях России, в местах проживания коренных малочисленных народов. Какие проекты, на Ваш взгляд, актуальны здесь?
– Акцентирование внимания при объявлении Конкурса на северных и арктических территориях России – это крайне актуальное решение, которое можно только приветствовать. Все основные проблемы российского общества имеют в Арктической зоне ещё более острые формы, что связано с её географическими и социально-экономическими особенностями: удалённость и труднодоступность многих территорий, суровые природно-климатические условия, низкая плотность населения и неравномерность его распределения, очаговый характер инфраструктуры, доминирующая роль некоторых отраслей экономики и т.п.
Актуальными, на мой взгляд, здесь являются такие направления работы, как благотворительность в широком смысле, поскольку специфика арктических регионов усиливает многие социальные и экономические проблемы; противодействие негативным общественным явлениям – наркомании, алкоголизму, распространению преступности и т.д., особенно среди несовершеннолетних; освещение позитивной роли Российского государства и Православной Церкви в развитии северных территорий; популяризация заслуг русских первопроходцев, исследователей, православных подвижников, внесших вклад в освоение Арктики; просветительская работа, направленная против негативных духовных и культурных тенденций (противодействие формированию деструктивных сект под видом возрождения традиционных верований, недопущение вовлечения местных жителей в сепаратистские и иные антироссийские проекты, и т.п.). Также особое значение имеет содействие сохранению культурной идентичности коренных малочисленных народов Севера и русского старожильческого населения.