Член Совета Федерации, исполнительный директор Координационного комитета по поддержке социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви Л.Н. Глебова выступила на в рамках Международного кинофестиваля социально ориентированных короткометражных фильмов, видеороликов и социальной рекламы «Лампа».
Об изменении понимания слова «социальный» в культуре и обществе упомянула первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, исполнительный директор Координационного комитета по поддержке социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви Любовь Глебова, выступая на дискуссии «Социальное кино – международный культурный код». Дискуссия прошла 16 октября 2021 года в рамках Международного кинофестиваля социально ориентированных короткометражных фильмов, видеороликов и социальной рекламы «Лампа».
Если в предыдущие десятилетия, говоря, например, о социальном кино, люди представляли себе, прежде всего, бедность, жизненную трагедию, слезы и безысходность, то в наше время, констатировала сенатор РФ, к понятию «социальный» добавились «свет, доброта и причастность, оценка себя с позиции, причастен ли я хоть к чему-нибудь, что называется социальной жизнью». «Более яркого выражения гражданской позиции, чем ощущение причастности к чему-то социальному, трудно себе представить», – подчеркнула она.
Л.Н. Глебова указала на важнейшие характеризующие признаки фестиваля «Лампа» – он социальный и международный, что очень важно с позиций публичной, народной дипломатии; кроме того, в деятельности фестиваля делается акцент на добровольчестве, социальной позиции, гражданской активности человека.
Она особо отметила, что ниточка, которая протягивается от гражданской активности к профессионализму в чем-либо, на самом деле зачастую становится для людей траекторией развития, в том числе профессионального, карьерного: «Гражданская активность, если с нее начинается дело, формирует успешный путь, который приводит к профессионализму, либо же человек сохраняет это дело как твою гражданскую активность, которая занимает немалую часть его жизни. В этом смысле в жизни всегда должна присутствовать гражданская позиция».
Как отметила участница дискуссии, для нее как не профессионала в кинематографической сфере наиболее важным в представленных на фестивале видеоработах является то, как их авторы делятся собственными эмоциями от того, что видят вокруг себя. И не обязательно описывать масштабные подвиги – оставить глубокое впечатление может и простая история о волонтерах, в разгар пандемии коронавируса взявших на себя заботу о собаках и кошках, хозяев которых увезли в больницу. «Они говорили: меня не пустят уколы делать, а вот выгулять собаку я смогу. И они искали, кому нужна подобная помощь», – поделилась воспоминаниями об этом начинании Любовь Глебова.
Она уверена: «Чем больше будет людей, которые видят, где они нужны, да еще видят возможность приложить там свои усилия, тем более у нас будет возможности построить свою жизнь так, чтобы ощутить себя частью этого большого мира».
«Нет особых действий, которые определяют, что вот ты причастен к большой политике, глобальным действиям, а другой – нет: если этот другой сделал что-то простое, но к чему лежит его душа, это тоже глобальное действие. О таких глобальных, но очень простых действиях человека и рассказывает социальное кино, а потому оно не может не тронуть».
Коснувшись международного формата фестиваля «Лампа», она указала на то, что в условиях сложной международной ситуации, когда средства традиционной дипломатии сильно ограничены, возрастает значимость негосударственных форматов отношений. «Народную дипломатию трудно переоценить. Завтрашний день – не за классической дипломатией, хотя она всегда будет иметь своем место в межгосударственных отношениях. – уверена Л.Н. Глебова. – В условиях возможностей, которые нам создало IT-пространство, общение между людьми уже не требует обычных разрешительных процедур, поэтому оно требует новых заданностей, новых правил».
По ее мнению, должна появляться новая тематика, новый инструментарий публичной дипломатии, и в этом плане большое значение имеет социальное кино. «Например, в известном художественном фильме «Республика ШКИД» мы не видим безнадежности (а там есть много такого, что можно было бы показать как безысходность) – несмотря ни на что, нам показана оптимистичная история о том, что в каждом человеке вне зависимости от того, как он проявляет себя, обязательно есть то, что надо заметить, главное – сделать это, – подчеркнула Любовь Глебова. – И если социальное кино поможет это заметить, это и будет новая форма публичной дипломатии».