Сенатор РФ, исполнительный директор Координационного комитета по поддержке социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви Л.Н. Глебова выступила на заседании, посвященном предварительным итогам работы мониторинговой группы Временной комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела России.
Выступая 16 сентября 2021 года на заседании, посвященном предварительным итогам работы мониторинговой группы Временной комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела России, первый заместитель председателя Комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству, исполнительный директор Координационного комитета по поддержке социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви Л.Н. Глебова отметила, что противопоставить продолжающимся атакам в отношении государственного суверенитета «следует, прежде всего, политическую зрелость российского народа».
При этом сенатор указала на то, что тема достижения политической зрелости актуальна не только для представителей молодого поколения, но и для людей более старшего возраста, и в связи с этим на повестку дня встает вопрос работы с различными поколениями, различными сегментами российского общества.
Основными методами, направленными на достижение политической зрелости, сейчас являются методы информационные, однако нельзя не заметить некоторую ограниченность их применения. «Они предоставляют возможность много слышать, знать, понимать, но не дают оснований для формирования собственной позиции по отношению к той информации, которые люди получают», – напомнила Л.Н. Глебова.
В связи с этим она коснулась деятельности возрожденного общества «Знание», под эгидой которого состоялись уже два федеральных просветительских марафона. «Многие вопросы очень глубоко волнуют нашу молодежь, – рассказала Любовь Глебова, которая является председателем Координационного совета Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество "Знание"». – Особенно это стало нам ясно во время марафонов, к которым было привлечено огромное внимание, в офлайне и в онлайне звучали разные вопросы, и надо сказать, это были очень содержательные вопросы политически зрелых людей».
Она также поделилась еще одним выводом: нынешняя молодежь не аполитична, ее волнуют вопросы, имеющие отношение к формированию государственной политики, политическим отношениям. «И мы не в праве оставлять эти политические вопросы без ответа», – подчеркнула Любовь Глебова.
«Наверное, пришло время понять, что нам не надо бояться усиления в нашем образовании некой политической константы и политической грамотности, поскольку любая идеология имеет право быть представленной на уровне формирования образовательного процесса», – полагает она. Сенатор РФ уверена, что рассмотрение в процессе обучения вопросов, касающихся основ конституционного строя, а также политических процессов – «это не пропагандистский формат, а формат образовательно-информационный, это цивилизационный курс».
Она предложила обратить внимание не просто на усиление политической информированности, а на формирование политической грамотности в рамках образовательного процесса, причем на всех уровнях образования, начиная со старшего школьного возраста, – судя по встречам в рамках марафона «Новое Знание», именно старшеклассники, молодежь и студенты, а также уже семейные люди до 35 лет особенно активно интересуются вопросами, касающимися государственного строительства, и политическими процессами.
По убеждению Любови Глебовой, в работе по формированию политической грамотности, достижению политической зрелости людей стоит шире использовать возможности просветительской деятельности, понятие о которой в нынешнем году было сформулировано в российском законодательстве. Просветительская деятельность, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенций в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворение его образовательных потребностей и интересов, призвана стать основным инструментом работы вне рамок образовательных программ.
В отличие от образовательной работы, участники просветительской деятельности не ограничены строго соответствующими регламентами, требованиями к кадрам и пр. В просветительскую деятельность можно включать тех людей, с которыми молодежь готова и хочет общаться. В эту работу также может включиться и некоммерческий сектор – например, молодежные организации, которые пользуются доверием у подрастающего поколения.
По мнению Любови Глебовой, эти люди «могут в простом формате организовать просветительскую деятельность силами гражданских активистов, силами тех, кого готовы включать в совместную работу, предпринимать что-то конкретное для того, чтобы противодействие внешнему вмешательству было сильным», в том числе в такие ответственные для каждого государства моменты, как выборы.
Подобную работу важно вести уже сейчас, полагает она, поскольку политическая грамотность, обоснованность позиции, политическая зрелость формируются не один год.