Сенатор РФ, исполнительный директор Координационного комитета по поддержке социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви Л.Н. Глебова – о том, почему столь важно закрепить в законодательстве понятие «просветительская деятельность», а также о гуманитарном аспекте образовательного пространства, в том числе такой его составляющей, как обучение русскому языку за рубежом.
О том, почему столь важно закрепить в законодательстве понятие «просветительская деятельность», а также о гуманитарном аспекте образовательного пространства, в том числе такой его составляющей, как обучение русскому языку за рубежом, говорила первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, исполнительный директор Координационного комитета по поддержке социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви, Чрезвычайный и Полномочный посол России Любовь Николаевна Глебова на состоявшемся 5 декабря 2020 года заседании круглого стола «Поддержка и продвижение русского языка за рубежом как инструмент международной образовательной политики Российской Федерации» в рамках Всероссийского форума «Современная образовательная среда: настоящее и будущее».
Коснувшись контекста, в котором сегодня развивается международная политика России и роли гуманитарного сотрудничества в этой политике, Л.Н. Глебова констатировала: «Безусловно, самой главной особенностью сегодняшнего состояния международных отношений являются различные ограничения во всевозможных видах деятельности». Причем, указала она, ограничения эти могут быть как объективными, так и субъективными, как, например, санкции, политическое давление и др.
В нынешнем году реальностью нашей жизни стала пандемия коронавируса, оказавшая огромное влияние, в том числе, на международные контакты. «Ограничения, связанные с пандемией, которую мы переживаем, сформировали особенности международной деятельности в условиях закрытых границ, причем закрытых по самым разным поводам – экономическим, политическим, связанным с государственными отношениями», – подчеркнула сенатор.
С другой стороны, отметила Любовь Николаевна, именно в этих условиях гуманитарное сотрудничество, основанное на взаимодействии людей непосредственно друг с другом, стало выходить на первый план. «В наши дни мы наблюдаем особую востребованность гуманитарного сотрудничества в международной политике, – сказала Любовь Глебова. – Мы видим сейчас, какую интересную программу представляет нам «Россотрудничество», какие декларируются новые яркие шаги, заложенные в эти планы на ближайшее будущее, насколько очевидно гуманитарное сотрудничество становится делом не только властных институтов. Это важнейшее, что можно заметить как особенность нынешнего периода развития гуманитарного сотрудничества».
Налицо действия, которые раскрывают образовательную политику в более широком смысле, чем в предыдущие годы, засвидетельствовала она, подчеркнув необходимость глубокого анализа новой ситуации. Ведь прежде образовательная политика по продвижению русского языка воспринималась исключительно как обучение русскому языку в качестве иностранного на разном уровне возможностей, в том числе в школах иностранных государств, и поддержка занимающихся этим преподавателей, а также как поддержка образовательного сегмента, ориентированного на целевые аудитории, у которых имеется потребность быть обученными русскому языку, – это например, бизнесмены, ведущие дела в России, или будущие студенты российских учебных заведений.
Любовь Николаевна подчеркнула: сегодня образовательная политика имеет более широкие рамки, по факту соединяя социокультурный и образовательный аспекты деятельности на русском языке. «То есть мы сегодня занимаемся не обучением русскому языку, а поддержкой действий на русском языке», – отметила сенатор.
Л.Н. Глебова рассказала, что на днях она составе группы сенаторов и депутатов внесла на рассмотрение Законодательного Собрания поправки в Закон об образовании, которые формируют понятие «просветительская деятельность».
«Для всех, кто занят в сегментах гуманитарного сотрудничества, это невероятного значения шаг, настоящая революция», – подчеркнула Любовь Николаевна. Она уверена: просветительская деятельность, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенций в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворение его образовательных потребностей и интересов, должна стать основным инструментом работы вне рамок образовательных программ.
Сенатор обратила внимание слушателей на то, что в деятельность по продвижению русского языка в широком смысле включены в настоящее время не только государственные структуры, но также и гражданские институты, бизнес. И возникает ситуация: участников действий уже много, а правил еще нет, каждый из участников живет своей жизнью и варится в своем соку, никто не предлагает другим имеющийся передовой опыт.
Говоря о международной сети точек в разных странах, где ведется деятельность на русском языке, она упомянула, в частности, подразделения российских вузов, центры дополнительного образования детей, воскресные школы, действующие на православных приходах, русские школы, которые осуществляют полный цикл образовательной деятельности и реализуют российские образовательные программы. «Безусловно, мы сейчас должны сконцентрироваться на том, что, для всех этих институтов и для всех этих точек нужна инфраструктура деятельности», – полагает Любовь Николаевна.
Сенатор напомнила, что ориентиры и целеполагание просветительской деятельности по продвижению русского языка заданы в Концепции государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом, подписанной Президентом Российской Федерации в 2015 году.
Она указала на главную проблему, с которой сталкиваются русские школы за рубежом: никто не понимает статуса этой школы, никто не дает рекомендаций, как им жить в условиях законодательства иной страны и при этом быть причастными к российскому образовательному пространству.
«Российское государство является, можно сказать, собственником того контента, который преподается в русских школах, но оно не включено в оценку того, как они работают, – констатировала Л.Н. Глебова. – И дело не в том, что мы хотим их контролировать – они сами очень сильно нуждаются в этой оценке. Поэтому для международной сети русских школ сегодня нужны не деньги, на которые мы привезем очередные тонны книг, а чтобы было совершенно понятно, на основании чего они действуют, как они формируют свою образовательную деятельность. У них есть желание войти в наше единое образовательное пространство, а с нашей стороны нет ответного действия».
Упомянув нормативно-правовое регулирование, работу с кадрами и образовательным контентом, в том числе обеспечение учебниками и учебно-методическим материалом, в числе необходимых мер по поддержке вхождения международной сети русских школ в единое образовательное пространство, Любовь Николаевна особо отметила независимые от государства системы оценки качества действий в образовательном пространстве. И в этом, по ее мнению, нужна поддержка со стороны общественно-профессионального сегмента, экспертов, которые работают с данными образовательными программами.