Тему взаимоотношений религиозных общин, государства и общества в условиях новой реальности затронул заместитель управляющего делами Московской Патриархии, сопредседатель Единого экспертного совета «Православной инициативы» епископ Зеленоградский Савва, выступая 17 мая 2022 года на заседании круглого стола в Совете Федерации
Новая реальность, сложившаяся в свете событий последних двух с половиной месяцев, побуждает заново осмыслить многие вопросы, в том числе и такие, как взаимоотношения религиозных общин, государства и общества. Эту тему затронул заместитель управляющего делами Московской Патриархии, сопредседатель Единого экспертного совета «Православной инициативы» епископ Зеленоградский Савва, выступая 17 мая 2022 года в Совете Федерации на заседании круглого стола «Опыт взаимодействия государственных и религиозных институтов в реализации программ развития институтов гражданского общества». Это мероприятие, модераторами которого выступили владыка Савва и первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, исполнительный директор Координационного комитета по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви Любовь Глебова, стало частью программы Х Парламентских встреч, проходящих в рамках XXX юбилейных Международных образовательных чтений.
Епископ Савва отметил:
Наша встреча должна была состояться в начале этого года, поскольку Парламентские чтения, проходящие в рамках Международных образовательных чтений, традиционно приурочены к Рождеству Христа. Эпидемическая обстановка понудила нас перенести чтения на более позднее время.
Готовясь к выступлению в начале года, я предполагал рассказать вам о ряде совместных направлений деятельности Православной Церкви, государства и общества. О проектах, связанных с улучшением жизни в глубинке – малых городах и селах. На это, в частности, было направлено решение церковного Священноначалия в 2011 году открывать в районных городах кафедры новых епархий – нередко сельских епархий. Развитию малых городов и сёл посвящена значительная часть работы Патриаршего церковно-общественного грантового конкурса «Православная инициатива» (кстати, исполнительным директором соответствующего Координационного комитета является Любовь Николаевна Глебова). Хотел рассказать вам о проектах, связанных с укреплением присутствия нашего многосоставного народа на Русском Севере и на Дальнем Востоке. У нас действует направленная именно на эти регионы церковная программа, инициированная и курируемая лично Святейшим Патриархом Кириллом. Можно было вспомнить о гуманитарной деятельности церковных институтов, которые в этой сфере являются одними из самых передовых благодаря громадному наработанному опыту и многочисленной сети епархий и приходов, многие из которых участвуют в этой деятельности. Её основой являются заповеди Господа Иисуса Христа о милосердии к нуждающимся ближним. Знаю, что на этом и других круглых столах будут доклады на эти темы с подробными примерами.
Но с февраля у нас появилась новая реальность, поэтому вчера вечером я переписал свой доклад с нуля. Президент России Владимир Владимирович Путин в своём выступлении 9 мая 2022 года на военном параде подчеркнул, в чём причина той многолетней дипломатической и идеологической агрессии, которой подвергалась и подвергается Россия, и которая, в том числе, привела к тому, что нам пришлось защитить людей на Донбассе – да и самих себя – с оружием в руках. Причина эта в том, что «мы никогда не откажемся от любви к Родине, от веры и традиционных ценностей, от обычаев предков, от уважения ко всем народам и культурам. А на Западе эти тысячелетние ценности, судя по всему, решили отменить».
На днях я прочитал пересказ из выступления на одном представительном форуме, что, дескать, никому не нравится жить во время исторических потрясений, но это прекрасное время для укрепления ценностного фундамента общества. Я бы скорее сказал, укрепления общества, людей в тех идеалах, которые свойственны нашему народу. Для этого, кстати, уже почти как два года есть правовой фундамент в тех конституционных поправках, которые были всенародно одобрены и которые, мы помним, ковались в том числе в этих стенах.
Большинство идеалов нашего народа, по сути, являются религиозно обусловленными и проистекают из того религиозного сознания, в котором наш народ воспитывался и жил на протяжении веков: для большинства народа – православного сознания, но для многих – конечно, связанного и с другими религиями. Большинство идеалов, которые нам кажутся сегодня очевидными, на самом деле не могли бы закрепиться в людях, если бы они не смотрели на свою жизнь с точки зрения вечности, если бы не чётко знали, что мы все под Богом ходим. Собственно, утрата этой точки зрения и приводит западный мир к тем печальным последствиям, о которых сказал Президент. По крылатому выражению, приписываемому Достоевскому, если Бога нет, то всё позволено.
Международные образовательные чтения проводятся в этом году на тему «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность». Одной из задач Петра I было лишить Православие значения духовного камертона для Государства. Чтобы голос Церкви звучал, но… не слишком громко. В этом и состояла пресловутая секуляризация, которая, усиливаясь впоследствии, стала предвестником безбожия. Стоит оговориться, что часть высшего общества, хотя и далеко не вся, поддалась секуляризации, но для большей части народа Православная Церковь осталась безусловным духовным учителем и нравственным авторитетом. Для достижения своих целей Петр I подчинил Церковь государственному аппарату. Сегодня, слава Богу, модель церковно-государственных отношений не такова. Но чтобы уйти от петровской модели нам пришлось пройти через тяжелейшие десятилетия гонений, богоборчества. Даже в более лёгкие для Церкви последние десятилетия советской власти на всех уровнях преимущество отдавалось атеистической идеологии, а Церковь была сильно ограничена в правах.
Между тем, какой институт, как не религиозный, является по умолчанию носителем и проповедником идеалов? Сегодня как никогда важно, чтобы православное слово, слово других религий звучало громко, звучало публично, в том числе на общественных и государственных площадках. Звучало не только от духовенства или светских представителей религиозных организаций, но также от всех носителей той или иной веры: государственных лиц, предпринимателей, художников, учёных. Ведь религия вовсе не сводится к обрядам и проповеди в собственных стенах. Религия пронзает всю жизнь, всю деятельность каждого верующего человека, где бы он ни трудился.
Безусловно, многое делается уже сегодня, пример тому – Парламентские чтения, участие священнослужителей в консультативных дискуссиях Общественной палаты или ряда Советов при Президенте. В нынешних условиях императивной необходимости сплочения нашего общества, стоит подумать над тем, как развить этот опыт. Отношения между Православной Церковью, другими традиционными религиями и Государством сегодня основаны на взаимном уважении. Вполне в наших силах дальше совершенствовать модели этих взаимоотношений.