О том, почему активность без ответственности неплодотворна, может ли из сетевой активности вырасти начинание для реальной жизни, о «математике» грантового проекта и многом другом, зашла речь в беседе члена исполнительной дирекции конкурса «Православная инициатива» Евгении Жуковской с Еленой Жосул, экспертом этой грантовой программы.
О том, почему активность без ответственности неплодотворна, какой выглядит православная гражданская активность в глазах общества, и что обычно не выходит на «первые полосы», как найти единомышленников в соцсетях, и может ли из сетевой активности вырасти начинание для реальной жизни, о «математике» грантового проекта и связке художник-продюсер в проектной деятельности, а также о том, как не подсесть на «грантовую иглу», зашла речь в беседе члена исполнительной дирекции конкурса «Православная инициатива» и правления фонда «Соработничество» Евгении Жуковской с Еленой Жосул, руководительницей и основательницей онлайн-школы православной культуры, экспертом грантового конкурса «Православная инициатива».
Про разницу между громкой
и плодотворной активностью православных
Елена Жосул: Я считаю, что активных православных граждан как таковых у нас очень мало сегодня. Активный гражданин – это человек, который готов к ответственности за все сферы собственной жизни, абсолютно все. И он эту ответственность ни на кого не перекладывает – ни на государство, ни на Бога, ни на Церковь, ни на правительство, ни на мэра… Человек понимает, прежде всего, что он сам, православный христианин, ответственен за свою жизнь. У него есть позиция по самым разным вопросам общественной, церковной жизни. И он готов нести ответственность.
Это человек, который неравнодушен к тому, что происходит в обществе в контексте жизни собственной Церкви. Потому что он не просто гражданин, а гражданин православный. Через эту призму он смотрит на окружающий мир, общественные процессы, формирует круг общения.
Но таких людей у нас сегодня очень мало, к сожалению… Есть шумное и громкое большинство, которое создает много активности, но практический выход от нее настолько маленький, настолько ничего не означающий сегодня, маргинальный…
Евгения Жуковская: С другой стороны, эта масса людей выходит, проявляет силу, и силу именно православную: «Мы сейчас отстоим храм, выступим за наши ценности и против попрания наших религиозных чувств, мы сильные, мы большие». И Telegram-каналы у них не самые маленькие, по несколько десятков тысяч людей. Это что?
Елена Жосул: Я понимаю, что сегодня это тоже критерий активности. Но в то же время я вспоминаю наши, например, пролайферские движения (а для меня это очень важный показатель гражданской активности религиозно настроенных граждан, христиан) – какова степень участия верующих в митингах против абортов? Я вижу, какие гигантские акции и манифестации проходят на Западе. Десятки тысяч людей выходят где-нибудь в Париже или в Штатах на пролайф-митинги против убийства нерожденных детей.
А что происходит у нас? Я давно не слышала о чем-то подобном. Во-вторых, мы прекрасно знаем Наталью Москвитину, нашу добрую подругу, которая бьется пусть не в одиночку (у неё большая сеть добровольцев), но всё равно в разрезе огромной страны, заявляющей себя как страна православная, где очень много людей себя номинально идентифицируют с православными ценностями, коэффициент реальной поддержки мне кажется пока ещё маленьким. Нам еще предстоит очень большая работа по воспитанию православной гражданской ответственности.
Про потребительское отношение к Церкви
Елена Жосул: Кстати, одна из граней православной гражданской ответственности – это сопереживание тем проблемам, которые переживает Церковь на современном этапе развития. Когда мы слышим про какие-то проблемы, которые в Церкви происходят, мы часто будто ноем: «Нарукополагали там каких-то, всё эти епископы, опять не такой попался… цены высокие, требы невозможно дорогие и т.д.». А нет чтоб осознать, что ты тоже опосредованно к этому причастен, что это не чужие проблемы, а твои, что у тебя на приходе крыша протекает или что-то не доделано, или не хватает в приходском бюджете денег на зарплату социальному работнику либо учителю воскресной школы, который учит твоих же детей в этой школе – это ведь и твоя доля ответственности, которую ты в свою жизнь и в свою голову должен впускать.
Евгения Жуковская: Порой слышу в связи с этим: «А вот архиерей должен помочь, Патриархия должна помочь». И я в такие моменты всегда говорю: «Простите, никто никому ничего не должен». Конечно, это всё единая сеть, и есть определённая иерархия, но, прежде всего, это иерархия, связанная с получением благодати Духа Святого, с совершением богослужебного круга. А всё, что касается содержания прихода, – каждый человек общины ответственен за это. И если нужно достроить крышу, это не архиерей мне должен дать денег, но мы должны что-то сделать, чтобы крыша не текла. Это сознание, что кто-то где-то мне что-то должен, мне кажется, во многом идёт ещё от совдепии…
У тебя также прозвучало, что если в обществе проявляется православный активный гражданин, то он обязательно неадекватный: он на войну, он про вражду, и в этом смысле его часто связывают с маргинальными кругами. В итоге православные порой выглядят в глазах общества абсолютно недоговороспособными, неадекватными людьми… Мы увидели это в эпоху нынешней пандемии, когда чудом Божиим в последний момент нас допустили до богослужений в храмах. Нам до последнего не верили, что мы можем соблюдать дистанцию, заботиться о здоровье своем и друг друга. Но, с другой стороны, и закрыли-то храмы потому, что мы наплевательски к определенным предосторожностям относились.
Про соцсети как способ поиска единомышленников
Елена Жосул: Прежде всего, нужно собирать вокруг себя круг единомышленников. Это самое эффективное и продуктивное по нашим временам действие. Соцсети для этого – очень плодотворная почва. Ты можешь быть поначалу абсолютным одиночкой, но если у тебя есть позиция, если хочешь что-то изменить, если ты не в состоянии молчать, просто бери и транслируй. В постоянном режиме.
Заведи блог, будь искренен, честен, активен, не ленись. Пиши регулярно, регулярно выдавай контент по своей позиции, и люди к тебе начнут тянуться. Пойдёт волна органического прироста твоей аудитории, которая будет формировать твою собственную «стаю». У тебя появятся последователи, ты постепенно будешь в их глазах расти как лидер мнений.
Если только у тебя не какие-то корыстные интересы «заработать бабла» на своих подписчиках, а ты действительно искренне с ними чем-то делишься и хочешь что-то менять в лучшую сторону в окружающем мире, это очень хорошая завязка для дальнейшего формирования на этой базе какого-то движения.
И сегодня можно очень много примеров таких сетевых завязей отыскать. Первое, что на ум приходит, – экологическое движение «Раздельный сбор», которое начиналось с инициативы ребят, которые стали ратовать: «Давайте будем раздельно собирать мусор». Они сами стали организовывать специальные контейнеры, сделали экологическую карту Москвы, где можно найти ближайшую к дому точку раздельного сбора. Это начиналось абсолютно с низов.
Ещё очень хороший пример – фонд «Старость в радость». Поначалу это просто были девочки, которые помогают пенсионерам в домах престарелых. Началось всё с выпускницы филфака, которая просто потому, что у неё сердце болело за одиноких стариков, стала ездить к бабушкам в социальные учреждения и помогать им. Делилась этим, вывешивала фотографии, как блогер рассказывала про свои переживания, опыт. Пошло-пошло-пошло – сейчас это уже фонд, они получают гранты на свои проекты, у них появились спонсоры. Классный пример, когда «искра пошла по проводам» и в итоге стало получаться.
Евгения Жуковская: Причем они нигде особо не выпячивают свое вероисповедание. Но при этом это именно православные девочки.
Про математику проекта
Евгения Жуковская: Скажи, впервые почему ты решила участвовать в грантовом конкурсе? И почему именно в грантовом, а не пошла в поисках финансирования своих начинай по другому какому-то пути?
Елена Жосул: У меня это шло по такой логике: возникали разные идеи, и было очевидно, что нужен какой-то бюджет. Вариант ходить по кабинетам бизнесменов и просить денег у спонсоров даже не рассматривался – у меня никогда не было способности открывать двери кабинетов, заходить с прошениями, и я не хочу её в себе развивать. Я просто не умею специально завязывать нужные знакомства.
Выходом для меня стало, когда было объявлено впервые: есть деньги, и мы готовы их вам дать в обмен на полезность… Ведь грант – это такой благой обмен: просто вы докажите, что способны принести пользу, опишите эту пользу, и мы дадим вам денег, а вернете их именно вашей пользой, только она должны быть очевидной. Не деньгами вернёте – это же не банк, который даёт кредиты под проценты, не ростовщичество; это схема, по которой ты можешь принести благо миру.
И когда такое впервые было озвучено, конечно, это стало хорошим стимулом, чтобы в грантовую тему войти. Однако поначалу набила себе очень много шишек.
Евгения Жуковская: А что было сложнее – написать заявку, реализовывать проект или отчитываться?
Елена Жосул: Первую заявку я писала абсолютно безответственно: у меня не было ощущения, что это дело требует абсолютной скрупулезности. А ты должен совершенно чётко понимать будущие результаты. В этом не должно быть никакой фантазийности – их просто нужно просчитывать, прямо по цифрам, визуализировать себе конечный результат, буквально видеть картинку, в деталях по возможности. Чем четче ты её пропишешь, тем будет проще, даже если появится некоторый процент отклонений, потому что не бывает такого, чтобы будущее реализовалось в точности по лекалам, которые ты прописал. Всегда бывают какие-то расхождения.
Евгения Жуковская: Иногда в лучшую сторону.
Елена Жосул: Но расхождение должно быть не очень большим. У меня не было этого понимания, и первую заявку на грант я писала «на авось». За это наступила потом суровая расплата, когда подходит пора подготовки отчетности, и ты сидишь и думаешь, как быть, ведь у тебя сложилась совершенно другая картина, и тебе стыдно, ты понимаешь, что пробрехался. Тебе поверили, но тебе негде взять результаты, которые ты наобещал. Это стало очень хорошим уроком в том смысле, что надо отвечать за свои слова.
Чем мне лично оказалась полезна практика грантов, так это тем, что алгоритмы проектной деятельности я применяю уже в собственном проекте. Ты четко просчитываешь, делаешь декомпозицию рабочего процесса. Например, для того, чтобы достичь неких результатов, мне необходимы такие-то ресурсы. Чтобы ко мне на онлайн-курс записалось такое-то количество учеников, необходимо, чтобы столько-то людей об этом курсе узнало, увидело анонс. Мне нужно рассказать про то-то и то-то, сделать такую-то рекламу. Это чистой воды математика, на самом деле.
И когда получается, что результат хиленький, а ты хотела большего, ты говоришь себе: «Ну, дорогая, сними розовые очки и посмотри, что ты на старте слишком мало приложила усилий, чтобы получился огненный результат. Избавься от иллюзий и пойми, что на старте нужно ресурсов в двадцать раз больше вкладывать». Гранты в этом смысле очень хорошо отрезвляют.
Про связку эксперт-продюсер
Евгения Жуковская: Я столкнулась с мнением, что активная гражданская позиция и общественная деятельность граждан – это креатив, творчество, порыв, зов души и сердца. И это не очень вкладывается в систему, в математику, уравнения, которые вроде как убивают этот порыв. Как ты считаешь, это в самом деле так?
Елена Жосул: Я очень скептически отношусь к такому мнению. Это оправдание собственной лени, потому что любая работа, в том числе творческая, однозначно предполагает систему. Если ты хочешь написать книгу, ты не сможешь это сделать, руководствуясь принципом «когда на меня найдёт вдохновение, я сяду, заварю себе чай Пу-Эр, меня попрёт, я буду писать шесть часов, создам гениальный текст, а потом буду снова две недели ловить вдохновение». Так ничего не получится. Бери и пиши каждый день, дисциплинированно. Творчество – это всегда ремесло. Творчество предполагает труд, пахоту, вкалывание.
Другой вопрос, что бывают люди иного склада. Допустим, ты художник по жизни, тебе сложно себя организовать, но ты объективно талантливый художник. При этом тебе нужен какой-то результат. Ищи напарника, который будет твоим администратором, продюсером, возьмет на себя функционал, касающийся выстраивания процесса, переговоров, бюджета. Это то, что называется связкой «эксперт и продюсер»: эксперт преподаёт, учит людей, читает курс, а продюсер всё выстраивает.
У нас в онлайн-школе курс по церковнославянскому языку – как раз связка «эксперт-продюсер». Я в данном случае как продюсер выступаю, а Анна Омарова, преподаватель, учит людей.
Елена Жосул: Именно этот курс был подан на «Православную инициативу» несколько лет назад и выиграл конкурс?
Евгения Жуковская: Нет. У нас при поддержке «Православной инициативы» вышел курс «Христианские символы». Там в каждом ролике написано, что он создан при поддержке этой грантовой программы. Очень хороший, яркий курс получился.
Евгения Жуковская: И, опять же, это пример того, как система помогла творческой идее реализоваться.
Елена Жосул: Да, как раз тот случай, когда мы всё очень точно просчитали, при этом, когда курс смотришь, там много лирики, красивых иллюстраций, творческого порыва. Но он был бы абсолютно невозможен, если б не был просчитан от и до, с детально прописанным сценарием, тайм-кодами, таймингом организации процесса, бюджетом. Этот творческий курс рассчитан «по клеточкам».
Про «грантовую иглу»
Евгения Жуковская: Нередко общественники – некоммерческие организации или отдельные граждане – смотрят на грантовые конкурсы как на необходимую часть жизни. В каком-то смысле они подсаживаются на «грантовую иглу» и зависят от неё полностью. В качестве эксперта ты как к этому относишься?
Елена Жосул: Я всегда смотрю на степень полезности результата, который должен получиться на выходе в проекте, под который просятся деньги. Нередко бывает, что действительно люди формализовались и начинают работать по принципу отписки: уже на старте видно, что грант выпрашивается, дабы покрыть расходы на коммунальные услуги и интернет, оплатить аренду офисного помещения при том, что в этом офисе делается ещё девятнадцать других проектов данного заявителя, а с помощью гранта на этот двадцатый проект он хочет решить кучу своих хозяйственных вопросов, в том числе приобрести канцтовары, оргтехнику. И ты понимаешь, что по факту степень полезности результата, который в финале этого проекта должен получиться, просто мизерна, что проект обозначенным запросам не соответствует. И тут, конечно, возникают вопросы...
Но бывает, когда организация занимается определенной деятельностью на постоянной основе – скажем, издаётся православное приложение к региональной газете, и ты понимаешь, что это действительно классная вещь. Газета читаема в регионе, альтернатив в виде православных печатных СМИ нет на местном уровне, это приложение делают опытные местные журналисты, люди воцерковленные, а епархия помогает в реализации проекта. Такое приложение к газете на восемь полос раз или два раза в месяц способно принести пользу большому количеству пожилых людей региона. И даже если этот проект в базе своей повторяется, ты понимаешь, что он полезен, что его нельзя не поддержать, потому что проект себя оправдал, он доказал, что заслуживает дальнейшей поддержки и что люди, которые в нём работают, молодцы.