Один из проектов, получивших поддержку «Православной инициативы», соединяет в себе сразу несколько актуальных для современного общества направлений.
Один из проектов, получивших поддержку «Православной инициативы», соединяет в себе сразу несколько актуальных для современного общества направлений – это и вопросы экологии, формирования бережливого сознания, и воспитание детей, помощь им в выборе дальнейшего пути, и развитие северных территорий Российской Федерации. О начинании, получившем название «Зеленая кисточка», рассказали на специализированной сессии фонда «Соработничество» в рамках Международных образовательных чтений.
Проект призван закладывать основу для подготовки будущих инженеров-экологов и специалистов по охране труда, прививать школьникам ответственное отношение к сохранению окружающей среды, учить осознавать и ценить собственную безопасность и безопасность других людей с самого детства. Инициатива предоставляет детям и подросткам, в том числе из малообеспеченных и многодетных семей, а также семей с детьми-инвалидами, возможность социального лифта, так как дает мотивацию к росту и пути реализации этой мотивации через прямое знакомство с востребованными профессиями будущего.
«За пять лет нашего существования мы работали со школьниками из 22 регионов – от Камчатки до Норильска, от Чечни до Архангельска. Порядка 13-14 тысяч подростков прошли через наши программы», – рассказала координатор образовательных проектов Фонда «Зеленая кисточка» Ариадна Черкасова.
«Сначала мы собирались быть просто профориентационным проектом, рассказывать о важных и необходимых инженерных профессиях, – отметила она. – Однако еще только начав эту деятельность, мы обнаружили, что российские школьники ничего не понимают в экологии, что бережливое сознание – это для них просто таинственные слова. Несмотря на то, что в школьной программе есть такие учебные предметы, как "Окружающий мир", "Основы безопасности жизнедеятельности" и так далее, для школьников экологическая проблематика – это Terra Incognita (неизвестная земля – прим.). Поэтому мы решили переформатироваться и начать с азов – говорить со школьниками вообще о болях современности, о том, что они могут сделать, дабы избавить свою страну, свой город, свою улицу от каких-либо конкретных проблем».
Однако чтобы дети начали что-то делать, а не привычно проводить свой досуг с гаджетом в руках, нужна серьезная мотивация – они должны «зажечься» предложенным делом. Ариадна Черкасова подчеркнула: «Нашей задачей было немножко "заземлить" детей, оторвать от компьютеров, дать им попробовать осознать себя здесь и сейчас: кто они такие? где они живут? что их окружает? какая у них культура, какова история их края? какие богатства таит окружающая действительность? Задача оказалась не такая уж простая, но мы выбрали очень хороший инструмент: игра – не компьютерная, не бездушная, а осознанная – это то, что может замотивировать детей. Ведь больше всего человек любит играть, это основа ощущения счастья».
Для реализации идеи был разработан цикл игровых мастер-классов, которые перемежаются с мотивирующими лекциями: лекция дает информацию, а игровой мастер-класс – навык, в общей же сложности это можно назвать системой микрообучения, которая в какой-то мере схожа с обучением на производстве.
Авторы проекта стремились вызвать у ребят заинтересованность, в какой-то мере даже азартное отношение к поднимаемым темам, в том числе теме бережливости. А для этого, полагает Ариадна Черкасова, нужно давать детям хорошие примеры, важно также показать, что они должны использовать свой творческий потенциал, делать собственные проекты, которые будут вдохновлять других детей вокруг: «Когда ребенок что-то делает сам и его за это хвалят, к тому же у него есть все шансы воплотить проект в своем регионе, он сразу получает невероятную подзарядку, становится тем самым факелом, который может раздавать огонь другим».
Говоря о конкретных темах проектов, которыми занимаются дети и подростки в рамках «Зеленой кисточки», она отметила, что дети разрабатывают свои методики, предлагают собственные идеи о том, как, например, сделать дорогу в школу более удобной и безопасной, как сделать более экономичным городской транспорт и др.: «Например, один участник разработал модель электромобиля и просчитал все плюсы и минусы этого вида транспорта, насколько осмысленно его применение. Он осознанно, с лидерской позиции взялся за эту тему, исследует ее, и потом ознакомит нас с результатами».
Ариадна Черкасова рассказала, что таким образом получается формировать местные экосообщества, в том числе в северных регионах.
«Дети в северных территориях России после нашего приезда понимают, что живут в регионах, очень ценных не только полезными ископаемыми, но и культурными особенностями, они узнаю́т, какие коренные малочисленные народы проживают на этой территории и порой находятся на грани исчезновения», – добавила она.
В качестве примера был приведен проект, придуманный девочкой из северного региона: «Создавая свой проект, она взяла узоры народов Таймыра и нанесла их орнаменты на экологические сумки. Таким образом удалось "убить двух зайцев": во-первых, она создала коллекцию экологических сумок, показав, что можно не использовать полиэтиленовые пакеты, а ходить с такой сумкой, во-вторых, рассказала о культурном богатстве своего края».
По мнению Ариадны Черкасовой, подобные инициативы со стороны самих детей дают надежду, что движение за экологию, бережливое сознание будет разрастаться и органично развиваться «снизу», не превращаясь в нечто формальное.