Какие вопросы по этой тематике являются наиболее актуальными? Насколько широка палитра идей и начинаний?
Завершая знакомство с реализуемыми в настоящее время начинаниями, которые в нынешнем году стали победителями открытого грантового конкурса «Православная инициатива», расскажем о таком проектном направлении, как «Образование и воспитание». Какие вопросы по этой тематике являются наиболее актуальными? Насколько широка палитра идей и начинаний? Как образовательные проекты перекликаются с инициативами в других сферах деятельности?
Работа с «трудными» подростками
Проект «Школа мужества» является продолжением деятельности Детско-юношеской общественная организация многодетных, приемных, молодых и неполных семей «Лоза» (ЗАТО Северск Томской области) по профилактике и решению проблем преступности в подростковой среде, предупреждению ее рецидивности, предотвращению рисков девиантного поведения у подростков с дальнейшим сопровождением для закрепления положительных результатов и поддержки изменений в жизни подростков. начинание, реализованное «Лозой» в 2021 году, продемонстрировало плодотворность сотрудничества общественных организаций и Православной Церкви.
Новым проектом, в частности, предусмотрены реализация программы наставничества для подростков (обучение вожатых-наставников), организация летней площадки на две смены, игровые тренинги, военно-тактические игры, дискуссионные площадки, игропрактики, экскурсии, картинг, досуговые мероприятия для семей, походы, работа психолога с родителями и подростками. Кроме того, продолжит свое функционирование поддерживающее сообщество для подростков из наставников, волонтеров, общественных деятелей, педагогов, психологов.
Таким образом у подростков закрепляется устойчивая мотивация на положительные изменения, формируется положительный образ «Я» и образ будущего, улучшается умение общаться со сверстниками и взрослыми, гибко реагировать на изменения окружающей действительности.
*
Проект «Живая легенда» (реализует приход храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Июльское Воткинского района Удмуртской республики) направлен на православное воспитание детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию. В частности, на базе приходской воскресной школы для детей организовываются занятия по основам лазерной резки по дереву. На специальном станке дети и подростки совместно со взрослыми могут изготавливать макеты храма, сувенирную продукцию, а также конструкторы и паззлы по мотивам легенды о возникновении храма в селе. Проект не только способствует пробуждению у ребят интереса к истории своей земли, своим корням, но и поможет решить проблему безнадзорности детей и подростков из малообеспеченных семей, организовать качественный и полезный досуг, воспитывающий и духовную жизнь, развить межличностное общение, социализироваться таким детям в обществе.
*
Проект «Туристический поход "Район православный"» (реализует приход Никольского храма с. Завьялово Завьяловского района Удмуртской республики)
Проект туристического похода для подростков и молодежи в возрасте 15-23 лет «Район православный» предполагает посещение объектов историко-культурного и духовного значения Завьяловского района. Во время летних каникул в общей сложности четыре группы подростков и молодежи совершат путешествие по запланированному маршруту, посетят храмы и монастырь, музеи района и памятные места, связанные с историческими событиями.
Помимо подростков и молодежи из православных семей и воспитанников воскресных школ к участию в проекте будут привлечены дети из категории социального риска: состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, внутришкольном учете, совершившие правонарушение.
Краеведение
Проект «Православная мультипликационная студия "Моя голубка"» (реализует Красноярский региональный центр развития местных сообществ и инициатив граждан Елены Живаевой, г. Зеленогорск Красноярского края) направлен на расширение кругозора и вовлечение детей и подростков в изучение истории малой родины посредством создания анимированных диафильмов на основе легенд, сказок и историй. Так дети смогут в доступной для себя форме приобщиться к культурным и духовным ценностям, расширить кругозор, узнать об историческом прошлом Енисейской губернии, о роли Православия в просвещении народов Сибири. В этом им также помогут встречи со священниками, изучение жизненного пути известных православных святых.
*
Проект «Семейная краеведческая студия "Родной мой край в искусстве"» (реализует Детский сад «Солнышко», г. Купино Новосибирской области) призван способствовать возрождению и популяризации традиционных ценностей, института семьи на основе народного культурного наследия. В создаваемой в городе первой семейной студии разрабатывается модель воспитания чувства патриотизма у детей, сопричастности к истории своей Родины. Участники проекта содействуют раскрытию творческого потенциала ребят посредством погружения в краеведческое образование через различные виды деятельности: театрально-игровую, музыкальную, продуктивно-творческую. В программе проекта – цикл выездных экскурсий, организация мастер-классов, викторины и творческих конкурсов. В ходе работы в «Мультстудии» и театральной студии дети приобщаются к сокровищам национальной культуры, получают возможность увидеть и услышать, как взаимосвязаны разные виды искусства. Мероприятия организованы в соработничестве с местным священнослужителем и социальными партнерами.
*
Проект «Православное Поветлужье» (реализует муниципальное казенное учреждение «Природный парк "Воскресенское Поветлужье"» в селе Владимирское Нижегородской области). Широкой аудитории известно об озере Светлояр, но гораздо меньше людей знает о других достопримечательностях Воскресенского Поветлужья, среди которых есть удивительные деревянные и каменные храмы. Проект позволит популяризировать Православное Поветлужье среди широкого круга людей, а также повысит уровень краеведческих знаний у жителей и гостей Воскресенского района. В рамках проекта проводится краеведческое исследование, в ходе которого будет создана небольшая база данных, доступная каждому приходу, разрабатывается туристический маршрут, связывающий основные святыни Воскресенского Поветлужья, проводятся лекции по истории района и основам экскурсоводческой деятельности для сотрудников учреждений культуры и представителей приходов. Состоится также серия экскурсий по разработанному новому маршруту.
*
Проект «Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит» (реализует Государственное автономное учреждение Саратовской области «Адоевщинский дом-интернат для граждан, имеющих психические расстройства», с. Адоевщина) направлен на изучение исторического прошлого села Вязовка и судеб предков, внесших особый вклад в развитие этого населенного пункты. Программой предусмотрены пешие экскурсии по селу с посещением церкви, рассказами о развитии села, о людях, его населявших, экскурсии в музей Н.Г. Чернышевского.
Проект помогает увековечить память одного из тех, кто в свое время внес огромный вклад в жизнь Вязовки, – А.Ф. Раева, 200-летие которого будет отмечаться в следующем году. Он был сыном местного священника, являлся родственником Чернышевского. На средства А.Ф. Раева в селе построили два здания школы, в которых дети учатся и в настоящее время, возвели кирпичный храм, организовали одну из первых в России сельских публичных библиотек. Школа в свое время носила имя А.Ф. Раева. Руководили строительством школы и храма в разное время священники С.П. Мансветов, А.И. Софинский. Раев был похоронен возле церкви, сохранился памятник на его могиле, за которым ухаживают школьники. Рядом, по всей вероятности, были похоронены и священники, но и церковь, и кресты были снесены при советской власти. Мероприятиями проекта предусмотрено присвоить имя А.Ф. Раева местной школе, открыть мемориальную доску на доме, где он родился. В соответствии с православными традициями обустраивается предположительное место захоронения священников.
Существует также проблема исторической несправедливости по отношению еще к одному уроженцу села – герою Советского Союза летчику П.Ф. Блинову. Его имя носят улицы в разных городах страны, где он проживал в разные годы, а вот на малой родине – лишь имя на стене памяти среди других участников войны. Однако теперь в честь летчика в селе будет разбит новый сквер.
Реализация целей проекта будет служить школьникам, молодым людям наглядным примером бережного отношения к памяти своих предков. А ребята имеют возможность показать свои знания на конкурсе презентаций об историях предков.
*
Проект «Большая прогулка (уникальные практики детского туризма)» (реализует Донской православный центр «София» Ростовской-на-Дону епархии). В современном воспитательном пространстве почти не существует образовательных и познавательных экскурсий для детей и подростков – профессионалы, работая с детской группой, стараются прямо во время экскурсии упростить взрослые тексты. Согласно опросу, детям более интересны экскурсии, которые разрабатываются и проводятся их сверстниками. Соответственно, необходимо разработать и провести для самих подростков межрегиональный конкурс на разработку образовательных маршрутов экскурсий. Конкурс образовательных экскурсионных маршрутов среди подростков позволит активизировать и эффективнее использовать экскурсионные ресурсы региона. Экскурсия, разработанная самими школьниками, будет восприниматься не только как форма досуга, но и как новый опыт, познавательная деятельность, способствующая развитию ведущих компетенций.
Конкурс способствует всестороннему развитию школьников и вернет экскурсии ее роль и значение как наглядного процесса получения новых знаний, для взрослых же экскурсия станет эффективной формой воспитательной работы с подрастающим поколением. Воспитательная функция образовательного маршрута экскурсии позволит повысить мотивацию к познавательной деятельности, сформировать в обучающихся чувство уважения к историко-культурному наследию, к истории объектов исторических эпох.
Проведение конкурса среди школьников 13–17 лет «Большая прогулка» дает возможность подросткам разработать свой уникальный кейс с экскурсионно-образовательным маршрутом и представить его для публичной защиты.
На первом этапе отбираются лучшие индивидуальные проекты в трех номинациях: «Героическая история моей малой родины», «История моего края в историко-культурных памятниках», «Национально-исторические особенности моего края» – всего 9 победителей в 8 регионах. По итогам конкурса формируются восемь команд из победителей, занявших первые места. В локации «Роза Хутор» пройдет командный очный финал в форме защиты своих кейсов. Будут определены одно первое, два вторых, три третьих места, также вручат два поощрительных приза. Для финалистов будут проведены мастер-классы по ораторскому искусству, технологии критического мышления, социальному проектированию и информационному сопровождению.
Создание сообществ и навыки проектирования
Проект «Мастерская добрых инициатив» (реализует Общественное региональное молодежное движение в Удмуртской республике «Креативный капитал»). В Удмуртии в каждом храме существуют отделы по работе с социальными инициативами граждан, а также у каждого прихода есть своя группа волонтеров, которая помогает осуществлять деятельность. Однако наблюдается проблем: волонтеры приходов готовы предлагать свои идеи, но не готовы включаться в их реализацию, брать на себя ответственность. Это происходит, потому что они не имеют навыков социального проектирования, не имеют плана и поэтому боятся что-то делать, не знают, где найти ресурсы, как привлечь участников, как выстроить работу в команде. Также в районах нет специалистов, которые могли бы грамотно передать свои знания молодежи и поддержать их на этапе реализации социальных инициатив. Все это приводит к тому, что волонтеры выпадают из деятельности приходов, сообщество не формируется, а наоборот распадается из-за низкой организационной устойчивости. Реализуемый проект направлен на повышение уровня компетенций у молодежи в области разработки и реализации социально значимых инициатив.
В числе его основных мероприятий – Школа тренеров (подготовка тренеров, которые должны обучать и сопровождать команды на этапе разработки и реализации начинаний) и Мастерская социальных инициатив (практическая образовательная программа для 20 команд молодежи 16-30 лет, волонтеров приходов из пяти районов республики, направленная на разработку социальных инициатив по таким темам, как формирование и укрепление сообществ, вовлечение молодежи в деятельность НКО и оказание социальной помощи жителям районов). В рамках проекта также будет проходить реализация командами инициатив на своих территориях; на этот период команды сопровождают тренеры. В результате будет реализовано не менее десяти инициатив, направленных на формирование добровольческих сообществ и оказание социальной помощи жителям малых территорий.
*
Проект «Территория взаимодействия – территория успеха» (реализует Самарская региональная общественная организация «Историко-эко-культурная ассоциация "Поволжье"»). В целях развития взаимодействия православной и светской общественности в реализации гражданских инициатив на территории Отрадненской епархии Самарской митрополии (12 сельских районов и два малых города) формируются инициативные проектные группы, участники которых в рамках семинаров получают необходимые навыки социального проектирования и привлечения ресурсов для реализации своих инициатив из различных источников. При дефиците местных бюджетов реализация гражданских инициатив становится самым эффективным способом решения насущных социальных проблем за счет мобилизации человеческого капитала и внебюджетных источников ресурсов. Однако сегодня масштаб этих инициатив в сельских районах Самарской области незначителен, потому что гражданские активисты разобщены, не владеют в достаточной мере навыками разработки и реализации социальных проектов, не имеют навыков и опыта привлечения частных пожертвований на обеспечение социальной деятельности. Отрадненская епархия Самарской метрополии Русской Православной Церкви объединяет 12 сельских районов и два малых города, где зарегистрированы 150 православных и 140 светских СОНКО, действуют более 90 объединений и инициативных групп без статуса юридического лица. Развитие взаимодействия этого актива через совместную реализацию гражданских инициатив и социальных проектов при поддержке ресурсного центра станет значимым фактором развития территорий.
Инициативы, которые разрабатываются группами, созданными в рамках проекта «Территория взаимодействия – территория успеха», будут оценены в рамках конкурса мини-проектов; лучшие проекты получат материальную поддержку и консультационно-методическое сопровождение при реализации. В проекте принимают участие представители сельских социально ориентированных НКО и инициативные граждане. В числе заявленных целей проекта – формирование не менее четырнадцати устойчивых светско-православных групп по реализации гражданских инициатив и социальных проектов в целях решения местных социальных проблем и развития территорий.
*
Проект «Наш дистант» (реализует автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Кириллица», г. Ростов-на-Дону) поможет решить вопрос повышения квалификации педагогов и сотрудников епархии в связи с введенной государственной программой Стратегии развития воспитания, а также развития профессиональных компетенций педагога для управления конкурсами и социально-значимыми проектами, социокультурными практиками.
Общая продолжительность курсов составляет 72 часа. Проект охватит в общей сложности 900 человек в девяти территориях. Каждый из них разработает свой социально значимый проект, направленный на социальную активность и инициативу школьников.
Для того чтобы успешно обучать, сам педагог должен быть хорошо подготовленным. Данные курсы позволят педагогу быть всегда в курсе тех изменений, которые произошли на государственном уровне в воспитании. Проект через систему практико-ориентированных занятий позволит педагогам узнать много нового о методических приемах в управлении конкурсами, социокультурными практиками, социальными проектами с детьми. Он учит высокой внутренней организованности; собранности, подразумевает постоянную методическую тренировку самих учителей.
*
Проект «Серафимовский учитель. Миссионеры Севера – масштабирование 2022» (реализует Благотворительный фонд преподобного Серафима Саровского, г. Саров Нижегородской области). С 2005 года Благотворительный Фонд прп. Серафима Саровского проводит конкурс "Серафимовский учитель", направленный на повышение общественного статуса и материальную поддержку педагогов, эффективно работающих в области духовно-нравственного просвещения. В общей сложности в нем приняло участие более 3 тысяч педагогических работников учреждений образования, культуры, спорта, туризма, социально-реабилитационных, лечебно-профилактических учреждений, общественных организаций и средств массовой информации Вместе с тем за все время проведения конкурса «Серафимовский учитель» от северных территорий поступило только 11 заявок от 8 педагогов, использование практик духовно-нравственного просвещения носит единичный характер. Реализация проекта позволит укрепить позиции православных педагогов в данных территориях и создать базовую инфраструктуру для их работы.
В программе начинания – распространение материалов и методическая поддержка педагогов, формирование комплектов материалов по духовно-нравственному просвещению в печатном и электронном виде, проведение методических семинаров для педагогов. В результате реализации проекта ожидается увеличение числа педагогов северных территорий, разрабатывающих и внедряющих методики духовно-нравственного просвещения на основе традиционных православных ценностей. В проекте будет применен опыт успешной реализации аналогичных мероприятий в Красноярском крае и Мурманской области в 2021 году, разработаны варианты моделей тиражирования в других северных территориях.
Экологическое воспитание
Проект «Тропа, ведущая в будущее» (реализует Общественная организация Тулунского района Иркутской области Территориальное общественное самоуправление деревни Булюшкина «Деревенька») направлен на решение проблемы отсутствия необходимых знаний в сфере экологии и экологического воспитания. Акцент в этой инициативе сделан именно на малышей детского сада, учеников начальной школы и их родителей, поскольку формировать экологическую культуру необходимо с самого раннего дошкольного и школьного возрастов. Создание условий для качественного формирования экологического сознания и экологической культуры, духовно-нравственного воспитания, развитие всестороннего мировоззрения личности ребенка в целом – самая главная цель данного проекта. Для этого необходимо создать условия и наполнить мир ребенка фактами и открытиями, научить беречь Божий мир.
Проектом предусмотрен обширный круг интересных и разных по своему содержанию мероприятий, таких как кинолектории, акции, в том числе предусматривающие совместное участие детей и родителей, работа с партнерами. В начинании также участвуют представители Церкви. Мероприятия выстроены таким образом, чтобы ненавязчиво и в то же время эффективно вовлечь в экологическое просвещение и детей, и более старшее поколение.
*
Проект «Дом, в котором мы живем» (реализует Автономная некоммерческая организация по содействию социализации безнадзорных животных в обществе «Подари жизнь», г. Саров Нижегородской области) направлен на помощь родителям и педагогам в воспитании экологической культуры ребенка в целях формирования цельной гармоничной личности. Дети познают мир всеми органами чувств. Все интересное им хочется потрогать, ощутить всеми органами чувств. Поэтому очень важным является формирование бережного отношения ко всему живому с самого раннего возраста. Необходимо объяснять, что человек, даже если он еще ребенок, сильнее и умнее других живых существ, поэтому его долг защищать и заботиться, не обижать и не уничтожать. Очень важен непосредственный контакт детей, родителей и животных. У детей возрастает способность и желание понимать окружающий мир, животных и людей, рождается терпение и сострадание. Городские дети нередко страдают от дефицита общения с природой, от биофобии. Общение с животными помогает легче устанавливать социальные связи, так же формируются такие качества характера, как ответственность, внимательность, стремление заботиться о тех, кто меньше и слабее, укрепляются нравственные и моральные нормы.
В частности, программе проекта – совместные посещения приюта родителей с детьми и школьников. При посещениях приюта происходит непосредственное общение с животными, игры, обсуждение историй каждого животного. В книге отзывов и пожеланий родители могут оставить свои отзывы о посещении, а дети выразить свои эмоции через рисунок.
Для школьников в проекте предусмотрено создание школы юного волонтера приюта. Ребята получают начальные знания о физиологии и строении кошек, под руководством волонтеров учатся азам ухода за ними. Приют подготовит стенд и видеоролик о приюте, его жителях и волонтерах. Также в программе проекта – проведение совместно с партнерами на открытой городской площадке, информационно-просветительской акции, которая призвана привлечь внимание жителей к волонтерской деятельности приюта.
*
Проект «Родники – Родина» (реализует приход храма великомученика Артемия, г. Михайловск Шпаковского района Ставропольского края) направлен на решение проблемы загрязнения водоемов и изучение родного края. Для этого организуются паломнические поездки по святым источникам для подростков и родителей, которые также принимают участие в очистке водоемов от мусора и поддержании чистоты русла.
Кроме того, предполагается составить карту проблемных районов загрязнения родников для дальнейшего контроля за их состоянием. В дальнейшем такие экологические десанты планируется сделать регулярными.
*
Проект «Устойчивый город – устойчивый мир» (реализует Научно-просветительская организация «Энергия и экология, г. Екатеринбург). Современное общество находится на неоднозначном этапе своего развития, который характеризуется бесконтрольным ростом глобальной индустриализации и массовым потреблением материальных благ. Однако известно, что бесконечное развитие в конечной системе невозможно. В 2015 году государства входящие в Организацию Объединенных Наций, разработали и утвердили 17 целей в области устойчивого развития в качестве плана достижения лучшего и более устойчивого будущего для всех. На основе сформулированных целей и задач для их реализации организаторами проекта совместно с научным и педагогическим сообществом, а также представителями Русской Православной Церкви разрабатываются доступные образовательно-просветительские материалы, раскрывающие экологическую составляющую целей устойчивого развития; в рамках проект также проводятся семинары и практические занятия для учащихся с целью повышения уровня духовно-нравственной ответственности по отношению к окружающему миру.
Северные территории и
культура коренных народов
Проект «Мастерская по коми традиционной и обрядовой выпечке "Чибо" ("Жеребёнок")» (реализует приход Вознесенского храма села Ыб Сыктывдинского района республики Коми) поможет приобщиться к культуре и православным ценностям коми народа через популяризацию национальной традиционной и обрядовой выпечки, которая будет представлена козулями «Чибо», нювчимскими калачами, коми шаньгами и т.д. Мастерская по выпечке «Чибо» будет располагаться в Доме трудолюбия в селе Ыб.
Проектом предусмотрен ремонт помещения, предназначенного под мастерскую, приобретение и установка хлебопекарного оборудования, проведение мастер-классов и занятий по коми традиционной и обрядовой выпечке, проведение просветительских мероприятий о коми культуре и православных традициях. Инициатива направлена. Прежде всего, на семьи с детьми, в том числе с детьми, имеющими особенности здоровья, прихожан местного Вознесенского храма и невоцерковленных жителей села Ыб, а также на прибывших в село экскурсантов, т.к. Дом трудолюбия расположен в здании туристско-паломнического центра «Иоанновская семья».
Социальная значимость проекта обусловлена передачей от поколения к поколению традиционных ценностей, норм, традиций и обычаев. Участие людей в работе мастерской послужит сплочению прихода и возникновению внебогослужебного общения, будет способствовать доступности священника для бесед и личного общения. Начинание не только познакомит широкий круг людей с коми культурой и православными традициями, но также будет способствовать организации познавательного и полезного досуга.
*
Проект «Открываем землю Тре» (реализует Североморская школа полного дня, ЗАТО г. Североморск Мурманской области) предполагает создание школьного этнокультурного образовательного пространства, позволяющего в интерактивном формате познакомиться с культурой, обычаями и бытом коренного малочисленного народа Севера – поморов.
«Землей Тре» с XIII века в новгородских грамотах называли Кольский полуостров. Проектом предусмотрены проведение в историко-этнографический комплекс «Тоня Тетрина» экспедиции по изучению поморских промыслов, осуществление школьных мини-проектов «Поморские промыслы», «Поморский костюм», «Поморский фольклор», «Христианские традиции поморов». В рамках начинания также пройдет День открытых дверей для школ города «Поморская ярмарка».
Проект «Открываем землю Тре» направлен на развитие познавательного интереса школьников к истории малых народов Севера, формирование у них уважительного отношения к прошлому и настоящему своей малой родины, обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора обучающихся. Реализация этой инициативы также поможет приобщению детей и подростков к христианским духовно-нравственным ценностям, способствующим пониманию культурных и мировоззренческих основ предыдущих поколений.
Помимо организации этнокультурного пространства «Земля Тре» итогом проекта станет создание образовательной этнографической игры «Открываем Землю Тре», которая будет распространена среди образовательных организаций Мурманской области.
*
Проект «Выездной десант "Здоровая Арктика"» (реализует Детская региональная общественная организация по развитию детского движения «Юные оленеводы» республики Саха (Якутия)). Данный проект направлен на сохранение традиционного уклада, самобытной культуры и духовных ценностей эвенов (коренных малочисленных народов Севера), проживающих в Арктике, в Момском районе Якутии. В частности, детей, ведущих с родителями кочевой и (или) полукочевой образ жизни и на поддержку кочевых семей.
По данным информационного портала Министерства юстиции Российской Федерации на 1 января 2019 года в Республике Саха (Якутия) зарегистрированы 194 кочевых родовых общины коренных малочисленных народов Севера. Острыми проблемами коренных малочисленных народов Севера являются проблемы социальной сферы (трудоустройство, жилье, образование детей, здоровье населения и др.). Низкий уровень жизни в местах традиционного проживания, низкий уровень заработной платы в традиционных отраслях, недостаточность экономических стимулов по развитию традиционных отраслей Севера приводит к утрате традиционных видов хозяйствования, культуры и языков коренных малочисленных народов Севера.
Проектом предусмотрено создание группы для поездки в оленеводческие стада, в составе которой – врачи, психологи, педагоги, семинаристы Якутской духовной семинарии. Психолого-педагогический и медицинский десант призван оказать кочевым семьям консультационную помощь, предоставить возможность оленеводам пройти медицинский осмотр, провести для них обучающие семинары и мастер-классы по вопросам лечения инфекций, паразитологии, первой врачебной помощи, нутрициологии, психологии, а также этно-экономики. В рамках десанта запланировано проведение национального праздника «Бакылдыдяк», который поможет сохранению и развитию духовно-нравственных ценностей, традиций и обычаев эвенов. Также предполагается развитие детских палаточных кочевых лагерей для детей на базе оленеводческих баз. В общей сложности планируется охватить мероприятиями проекта 1500 человек.
*
В проекте «Праздник знаний» (реализует межрегиональная общественная организация многодетных семей «Большая семья», г. Москва) примут участие 320 семей первоклассников из многодетных семей г. Москвы, будущие первоклассники г.Алатырь (Чувашия РФ), Карелии (Беломорский и Лоухский районы), Хабаровского края (г. Амурск, крупные поселки Некрасовка, Тополево, Корфовский, село Восточное, г.Николаев-на-Амуре, г.Охотск ) , Архангельской области (г.Яренск), Мурманской области ( г.Кола).
На базе краеведческих музеев и пройдет праздник к началу учебного года «Портфель первоклассника». В других регионах детей пригласят в воскресные школы, и преподаватели школ проведут творческие занятия, познакомят родителей и детей с воскресной школой, пообщаются со священниками. Для маленьких участников праздника будет отслужен молебен. Это начинание использует и тиражирует устоявшуюся, отработанную методику, поэтому уже сейчас можно говорить, что он будет иметь не только разовый социальный (помощь нуждающимся семьям), но и пролонгированный образовательно-воспитательный эффект. Сегодня в проведении аналогичных мероприятий в качестве волонтеров уже участвуют студенты, точно также получавшие портфели первоклассников более десяти лет назад. Церковь и ее благотворительные проекты стали для них светлым воспоминанием детства, положительным опытом, который они готовы распространять, продолжать и поддерживать далее.
Проект направлен на духовно-нравственное развитие личности ребенка, поддержку семейных ценностей и внедрение совместных семейных активностей как одного из элементов образовательных технологий и активного мотивационного фактора для детей. В этом году планируется вывести его на качественно новый уровень и при участии партнеров на местах реализовать «Портфель первоклассника» в отдаленных территориях Крайнего Севера и Дальнего Востока, в малых городах и там, где есть не только насущная необходимость в помощи в виде портфеля со школьными принадлежностями, но и потребность в проведении просветительской работы, приобщении детей к своим корням через экскурсии в музеи и рассказы о родном крае.
*
Проект «Выбирая духовные ценности – выбираем развитие» (реализует Институт дополнительного профессионального образования, г. Нижний Новгород). Уязвимость традиционного образа жизни каждого из коренных малочисленных народов, особенно коренных малочисленных народов Севера, суровые климатические условия, в которых они проживают, влияют на их психоэмоциональное состояние и социальное здоровье. Процессы урбанизации и глобализации делают актуальной планомерную деятельность светских и религиозных образовательных учреждений, учреждений системы дополнительного образования по сохранению их культуры, традиционного образа жизни, духовно-нравственных ценностей, а также решению проблемы профилактики отклоняющегося поведения среди молодежи.
Все это требует непрерывного повышения компетентности педагогических работников с учетом нарастания в молодежной среде негативных настроений, потери исторической памяти и духовных ценностей. Проект «Выбирая духовные ценности – выбираем развитие» ориентирован на педагогов, учреждений среднего профессионального образования, учащихся, проживающих в северных территориях РФ.
Проектом предусмотрено: анкетирование участников проекта с учетом территории проживания; проведение курсов повышения квалификации для педагогов; организация конкурса программ профилактики девиантного поведения как модуля рабочих программ воспитания среди педагогов; онлайн-семинар участников проекта – учащихся учреждений среднего профессионального образования – в рамках Дней студенческой науки в АФ ННГУ; научно-практический семинар. Также проводятся конкурсные мероприятия – конкурс виртуальных экскурсий, продвигающих в общественном пространстве информацию о духовно-нравственных ценностях в молодежной среде и конкурс видеороликов среди обучающихся по заявленной проблеме.
Православное просвещение
Проект «Собор Смоленских святых» (реализует Дом детского творчества г. Десногорск Смоленской области) направлен на духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения посредством знакомства с культурным наследием родного края – группой святых Русской Православной Церкви, чья жизнь была связана с территорией Смоленской епархии.
Проектом предусмотрены создание и трансляция видеофильмов о Смоленских святых, беседы со школьниками по этим фильмам, литературно-художественный конкурс детского творчества и издание книги с детскими работами.
В процессе знакомства детей школьного возраста со святыми земли Смоленской происходит не только их православное просвещение – у ребят формируются ценностные ориентации, нравственное самоопределение. Духовная культура в узком смысле – это высшее качество жизни человека, способность адекватно принимать, сохранять и творить духовные ценности. Подлинные образцы духовной культуры демонстрируют подвижники и святые земли Русской. Проект поможет решению духовно-нравственных проблем развития личности через ознакомление школьников с православной культурой родного края. Начинание также способствует развитию творческих способностей детей.
*
Проект «Утерянные, но не забытые» (реализует Красноярская региональная общественная организация «Культурный код: книга, открытость, добротворчество», г. Железногорск Красноярского края). Его главная задача – возрождение исторической памяти об утраченных святынях Красноярска. Проект объединяет в себе лекторий в офлайн и онлайн-форматах по истории православных храмов города, в том числе разрушенных, ознакомительную поездку в Красноярский краевой краеведческий музей, творческую реконструкцию разрушенных храмов средствами мозаичных полотен. Работать над созданием мозаичных изображений разрушенных красноярских храмов будут жители города под руководством профессионального художника. В заключение проекта в Центральной городской библиотеке будет открыта выставка картин и фотографий «Настоящий храм – сердце человека», где будет презентованы мозаики, созданные в ходе проекта.
Из шестисот храмов, открытых к 1917 году в Енисейской губернии, накануне начала Великой Отечественной войны были закрыты все. Протоколы изъятия церковных ценностей запечатлели удручающую картину планомерного уничтожения всех духовно-нравственных основ, веками бывших для сибиряков незыблемыми. Проект призван помочь понять и принять ошибки прошлого, соединить прошлое и будущее, чтобы не оборвалась нить, связывающая поколения воедино.
*
Проект «Просветительская настольная игра "Крепость непобедимая", посвященная памяти вмч. Димитрия Солунского» (реализует приход храма великомученика Димитрия Солунского г.Кинешма Ивановской области) направлен на решение такой важной и социально значимой проблемы, как организация душеполезного семейного досуга, развивающего лучшие качества человека. В наше время самым популярным видом семейного досуга являются развлечения и спорт. Осознавая необходимость каждого из этих видов деятельности, мы хотим предложить качественную альтернативу семейного досуга – настольную игру, которая не просто развлекает, но и просвещает. Главный герой проекта – великомученик Димитрий Солунский, памяти которого посвящен один из самых активных приходов Кинешемской епархии. Название игры – «Крепость непобедимая» – это строчка из молитвы великомученику, его называют непобедимой крепостью за стойкость в вере и блестящие воинские качества. Святой Димитрий был одним из наиболее почитаемых в древней и средневековой Руси святых, ему посвящали множество храмов. Димитрий Солунский – не только достойный герой настольной игры, но и наилучший пример для подрастающего поколения.
В основу настольной игры положена информация об этом важном для России святом: фрагменты его жития, традиции, связанные с его почитанием, информация о наиболее известных местах его почитан
Главные мероприятия проекта: сбор и обработка материалов о великомученике Димитрии Солунском, разработка концепции и оригинального дизайн-макета игры, апробация игры в фокус-группах целевых аудиторий, типографская печать игрового набора и информационной брошюры. В городах-партнерах проекта состоятся презентации игры. О начинании будет создан фильм.
*
Проект «Святые покровители Русского Севера» (реализует приход храма преподобного Антония Сийского р.п. Савинский Архангельской области) включает в себя комплекс мероприятий, посвященных духовным покровителям Русского Севера. В программе – проведение полевой туристско-краеведческой экспедиции на территории в Плесецкого и Онежского районов Архангельской области (территория Русского Севера) по местам расположения православных храмов.
Экспедиция является одной из практических форм духовно-нравственного воспитания молодёжи. В ее рамках предполагается изучение традиционных форм жизни и деятельности сельских жителей, сбор краеведческого материала, работа по благоустройству православных храмов, а также помощь местным жителям пожилого возраста в хозяйственных делах.
Полезный досуг
Проект «Православная семейная творческая студия "Семисвечник"» (реализует Казанский приход г. Нерюнгри Якутской епархии) предполагает создание семейной творческой студии, в которой двадцать семей, в том числе семьи, состоящие на учете комиссии по делам несовершеннолетних, станут участниками мастерских по подготовке театральных постановок, рассказывающих о православных ценностях, заповедях Божиих, любви к Родине. Для родителей и детей организуются мастерские по изготовлению предметов народно-прикладного творчества, видео- и фотоматериалов, которые будут распространяться в социальных сетях, а также тренинги духовно-нравственной направленности.
Проект направлен на решение значимой социальной проблемы духовной разобщённости в семье, он поможет укрепить внутрисемейные ценности и связь между поколениями, покажет различные способы и методы выстраивания конструктивных внутрисемейных отношений в процессе изготовления продуктов творчества. На данном этапе остро стоит проблема духовно-нравственного просвещения для семейной аудитории, сохранения народной педагогики, передающуюся из поколения в поколение. Уникальность этого начинания для Нерюнгри в том, что дети и родители во время совместного творческого труда будут не только получают практические навыки, но и учатся выстраивать конструктивные отношения, слышать и понимать друг друга.
*
Проект «Культурно-просветительский марафон "Времен связующая нить"» (реализует Московский психолого-социальный университет) направлен на воспитание подрастающего поколения, обладающего активной гражданской позицией, социальной ответственностью, приверженностью к традиционным ценностям и культуре народов России.
В его программе – организация конкурса творческих работ среди учащихся и студентов, детей с ОВЗ, детей-инвалидов, подготовка информационных культурно-просветительских материалов (буклета, сборника). Также состоятся выставки конкурсных работ. Также предусмотрено проведение серии культурно-просветительских и воспитательных бесед, лекториев, круглых столов, творческих и кулинарных мастер-классов, встреч субботнего семейного клуба с освещением итогов культурно-просветительского марафона, позитивных практик работы по активизации воспитательной работы с молодыми россиянами.
Важная часть начинания – благотворительные акции, помощь пожилым людям и больным детям, экологические мероприятия, уход за животными и природой, поддержка музея и др.
*
Образовательно-просветительский проект «Уголок России» (реализует ИП Пятов Анатолий Иванович, г. Санкт-Петербург). В настоящее время традиционные отношения партнёрства и сотрудничества между Россией и другими странами, существовавшие на протяжении длительного периода, оказались под угрозой ухудшения. В этой ситуации важно не допустить международной изоляции России. Проектом предусмотрено ведение просветительской деятельности, направленной на распространении информации о традициях, истории и культуре России, организация образовательных, культурных мероприятий, направленных на международное взаимодействие и популяризацию традиционных человеческих ценностей. В рамках проекта в образовательных и культурных организациях стран-участниц проекта создаются постоянно действующие центры русской культуры «Уголок России». Программой таже предусмотрены интерактивные мероприятия с детьми и молодежью. Итогом станет международный онлайн-фестиваль русской культуры.
Центром проекта является Мурманская область, все его мероприятия строятся на популяризации Крайнего Севера. Он способствует созданию условий для повышения осведомленности представителей молодежи разных стран об Арктическом регионе и русском Севере – его местоположении, истории, роли в международной политике, туристических возможностях.
*
Проект «Конкурс детской духовной поэзии "Глаголет истина"» (АНО «Центр поддержки и развития социальных инициатив "Родная земля"», г. Нижний Новгород). Авторы проекта задались целью найти юных представителей поэтического сообщества и положить начало формированию нового поколения российских поэтов, а также дать детскому сообществу площадку для выражения своих мыслей и желаний поэтическими строками, а детям-беженцам – еще и для «излива эмоций», очищающих душу.
Проект направлен на организацию конкурса духовной поэзии среди детской аудитории (преимущественно дети от 10 до 17 лет) и создание онлайн-платформы для детской духовной поэзии. «Изюминкой» проекта являются мастер-классы по поэтическому творчеству с ведущими литераторами России и будут представлять собой поэтический практикум, по итогам которого начинающий поэт научится более стройно формулировать свои мысли, выстраивать образы и подбирать лексику, а также иметь возможность "наставничества" со стороны профессионалов. Результатом проекта станет издание книги стихов участников и наставников проекта.
Основные регионы реализации – Нижегородская и Архангельская области, но возможно и участие детей из других регионов, так же в проект вовлечены дети-беженцы из ДНР и ЛНР. Проект «Глаголет истина» – это уникальная попытка соединения «взрослой» тематики – духовности – и детского творческого языка.
*
Проект «Русские народные посиделки для современных детей» (реализует Детский сад «Ласточка» г. Десногорск Смоленской области). К сожалению, большинство людей очень поверхностно знакомы с народной культурой, и народные традиции постепенно уходят из нашей жизни. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. Работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры авторы проекта видят в организации особых условий, создания яркой образности и наглядности, которая обеспечит детям особый комплекс ощущений и впечатлений – залога эффективности педагогических воздействий.
Проектом предусмотрены образовательные мероприятия для детей с использованием интерактивных технологий, обучающие онлайн-марафоны для родителей, проведение фольклорных праздников, создание полифункционального интерактивного пространства, совмещающего традиционные и инновационные средства обучения, а также информационного пространства для общения родителей и педагогов. Для этого мини-музей «Горница», в котором запланировано провести цикл тематических образовательных мероприятий, оснащается современными техническими средствами. Кроме того, в программе – семейный фольклорный фестиваль «Русский сувенир». Для педагогов, родителей и детей также создается тематическая электронная база.
*
Проект «Просто – как Пушкин!» (автор – АНО по реализации социальных и культурных проектов «Агентство Добропроект», г. Нижний Новгород) – это рабочий инструмент, призванный познакомить представителей целевой аудитории с особенностями стилистики великих русских писателей, например, Пушкина, Толстого, Чехова.
Важно отметить, что это знакомство не остается в пространстве теории, а с самого начала сфокусировано на практике: проект предусматривает создание серии обучающих пособий (рабочих тетрадей) для всех желающих проработать и обогатить свой разговорный и письменный русский язык. Знакомство и отработка навыка занятий по рабочим тетрадям проекта будут происходить в рамках обучающих мероприятий в видеоформате – мастер-классов, ведущими спикерами которых станут ученые и знатоки русского языка и литературы.
Лингвостилистические тренажеры помогут обогатить речь оборотами, которые использовали русские классики литературы. Все участники проекта (с условием регулярных занятий и непрерывного саморазвития) смогут выстраивать свою речь в соответствии с каноном живого великорусского языка. Целевой аудиторией проекта является не только молодежь (средний и старший школьный возраст, студенчество), которую в наше время просто необходимо заново знакомить с русской классикой – теперь уже в более современном, но неизменно уважительном формате. Целевая аудитория проекта – это еще и взрослые успешные россияне, но не те, которые хотят «жить в свое удовольствие», а те, которые чувствуют ответственность за образ (в том числе речевой) русского человека. Проект «Просто – как Пушкин!» – это современный адаптированный к современным реалиям формат игрового обучения, который одинаково подходит и подрастающему поколению, и взрослой аудитории.
*
Проект «Россия – это родина моя!» (реализует Центр образовательных и культурных инициатив «Поколение», г. Москва). Для того, чтобы привлечь подрастающее поколение к изучению и сохранению истории своего народа, проводится конкурс «Россия – это родина моя!». Подобные конкурсы позволяют вовлечь подрастающее поколение в самостоятельное изучение своей истории. Ребенок, приступая к созданию рисунка, должен будит обратиться к учебникам по истории.
Проект объединяет юных художников в возрастной категории 14-17 лет и их педагогов, так как конкурс командный, и членами жюри оценивается работа ученика и его учителя. По итогам конкурса отбираются 72 детские работы и 72 работы педагогов, определяются одно первое, два вторых и три третьих места в каждом регионе. Летом будут подводятся итоги конкурса, а осенью для ребят и педагогов, занявших первые места, пройдет церемония награждения. Также будут организованы выездные мастер-классы и пленэры, которые проведут художники-педагоги из Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. Педагоги, помимо дипломов, получат сертификаты о повышении квалификации установленного образца. Ребята и педагоги, занявшие вторые и третьи места, получат грамоты и призы.
Инклюзивное образование
Проект «Инклюзивные мастерские "ОсобыйТалант"» (реализует Шалинская средняя общеобразовательная школа № 90, р.п. Шаля Свердловской области). На территории Шалинского городского округа действуют музыкальная школа, дом творчеств Дома кдультуры, библиотеки, музеи, клубы по интересам, но, к сожалению, возраст участников ограничивается пятнадцатью годами или же начинается от 60 лет. Занятость для молодых инвалидов отсутствует. В настоящее время организаторами проекта при поддержке Шалинского благочиния Екатеринбургской епархии сформирована группа молодых инвалидов, в том числе с ментальными нарушениями (22-36 лет). Эти ребята являются участниками театральной студии и культурными волонтерами. Но не все тяготеют к художественному слову. Бумагопластика и столярное дело – вот чем хотели бы заниматься молодые люди.
Проект предполагает несколько взаимосвязанных этапов работы. Первый – профориентационный, предполагающий работу по выявлению «сильных сторон» и талантов имеющих инвалидность молодых людей старше 18 лет. Мастер-классы по различным видам ремесла и творчества помогают определить наиболее перспективные направления будущей профессиональной подготовки. Второй этап – работа в мастерских: шитье, столярное дело, бумагопластика. Присутствие мастеров, являющихся педагогами дополнительного образования, позволит сделать мастерские не только местом реабилитации, но и социальной занятости с пользой для общества. Ассортимент мастерских будет рассчитан на востребованность у населения. Предусматривает проект и досуговую часть. Третий этап – это программа психологической поддержки семей участников проекта и просветительские мероприятия для жителей Шалинского района.
Местом реализации проекта выбран центр цифровых и гуманитарных технологий «Точка роста» шалинской школы №90, который располагает современным столярным оборудованием, швейным оборудованием, мебелью, просторными кабинетами, пандусом.
*
Проект «Группа духовно-нравственного развития "Прикосновение к православию"» (реализует городская общественная организация помощи детям с ограниченными возможностями и молодым инвалидам «Бумеранг добра», г. Снежинск Челябинской области). Особые семьи испытывают длительные психотравмирующие факторы и полностью сосредоточены на решении проблем, связанных со здоровьем ребенка. Для поддержания жизненного ресурса особой семье нужна помощь со стороны. Проект будет способствовать просвещению семей в области православной культуры и истории, нравственному и духовному развитию. Для детей организованы просветительские, игровые, творческие мероприятия, общение со сверстниками не в интернете, а в реальной жизни. Так как дети и подростки с ОВЗ проецируют на себя негативное поведение окружающей среды, то в результате реализации проекта они получат возможность общения с благополучными сверстниками, расширят свои адаптационные возможности, повысят мотивацию к достижению положительных результатов и приобретению новых позитивных навыков.
Проектом предусмотрена организация группы кратковременного пребывания и занятости детей-инвалидов, детей с ОВЗ и молодых инвалидов, детей в тяжелой жизненной ситуации через приобщение к традиционным православным духовно-нравственным ценностям. Проводятся семейные экскурсии по святым местам Челябинской области и виртуальные экскурсии в храмы мира, встречи семей и волонтеров с православными священниками, «Уроки доброты» для норматипичных детей школьного возраста, организовываются занятия по арт-терапии, трудотерапии, коррекционной помощи.
Данный проект – социально-реабилитационная модель, обеспечивающая повышение качества жизни семей с «особыми» детьми, их социальную интеграцию в общество и выход семей из социальной изоляции. Аудиторией проекта стали более ста семей, воспитывающих детей-инвалидов, детей с ОВЗ и молодых инвалидов, детей в тяжелой жизненной ситуации. Им оказывается помощь в реализации реабилитационного процесса, социальной адаптации, профилактики помещение детей в стационарные учреждения.